РАЗДЕЛ III. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

1. Понятие, классификация и общий порядок уплаты таможенных платежей

Существование в таможенном праве института таможенных платежей как совокупности норм, определяющих виды, порядок расчета и условия взимания соответствующих налогов и сборов не является бесспорным, поскольку платежи в целом, составляют предмет регулирования налогового права. Более того, ряд учебных изданий, посвященных налоговому законодательству, затрагивает и вопросы таможенных платежей'. Кроме этого, что также уже отмечалось в литературе2, в отдельных странах таких, например, как Франция, таможенное право является вообще подотраслью (подразделением) налогового права, а центральный орган таможенного управления входит в структуру министерства финансов3, что объясняется изначально фискальной деятельностью таможенных органов по сбору таможенных платежей, средства от взимания которых должны поступать в государственный бюджет.

Вместе с тем особенности российского таможенного законодательства позволяют придерживаться того мнения, что таможенные платежи как правовой институт свойственны скорей таможенному праву, нежели налоговому по причине их особого положения среди прочих налогов и сборов в виду прямой и неразрывной взаимосвязи с иными институтами и подинститутами таможенного права (таможенные режимы, оформление, контроль, таможенная стоимость и др.).



1 См., например: Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. М. 1997. С. 188—192; Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М. 1997. С. 196— 203.
2 Основы таможенного дела. Вып. 4. Правовое регулирование таможенного дела. М. 1995. С. 4.
3 Козырин АН Таможенное право России Учеб. пособие. М. 1995. С. 97.

Эта точка зрения подтверждается и вступившим с 1 января 1999 г. Налоговым кодексом Российской Федерации (первая часть)1, где в ч. 2 ст. 2 определено, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено кодексом. И хотя отдельные вопросы, связанные с таможенными платежами и статусом таможенных органов в области их взимания регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, все же основная масса норм содержится в источниках, имеющих сугубо таможенное назначение (Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О таможенном тарифе РФ», постановления Правительства РФ, Приказы ГТК России).

Таким образом, взяв за основу соответствующие статьи Налогового кодекса (ст. 8, 13, п. 8, 34) и учитывая положения правовых источников, главным образом таможенного права, можно сформулировать понятие таможенных платежей.

Под таможенными платежами понимаются налоги и сборы, перечисленные в статье 110 Таможенного кодекса Российской Федерации, обязанность взимания которых возложена на таможенные органы Российской Федерации.

Следует сразу отметить одну важную особенность или скорей недостаток такой формулировки, объяснимый конструкцией самой ст. 110 Таможенного кодекса РФ. Дело в том, что данная статья не содержит каких-либо ориентиров для расширительно-перспективного ее толкования, хотя на практике, помимо упомянутых в ст. 110 Таможенного кодекса платежей, существует еще несколько их разновидностей, а именно, платежи, взимаемые по единым (единым сниженным) ставкам, при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу физическими лицами в непредпринимательских целях (постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 808 «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности) и сборы за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК России (Временная инструкция ГТК России от 8 июня 1995 г. «О взимании таможенных платежей»).



1 Официально опубликован: Российская газета. 1998. бавг. № 148—149.

 В этой связи обращает на себя внимание встречающееся в литературе мнение, что платы непосредственно не связанные с перемещением товаров через таможенную границу (в том числе сборы за включение банков и других кредитных учреждений в реестр ГТК России1) не могут носить характера таможенных платежей. С таким утверждением вряд ли можно согласиться, во-первых, по той причине, что в ст. 110 Таможенного кодекса не содержится каких-либо оговорок, ограничивающих понятие таможенных платежей фактом перемещения через таможенную границу РФ, а во-вторых, из смысла иных статей Таможенного кодекса (115, 116, ч. 1, ст. 162 и др.) следует, что ряд платежей взимаются вообще независимо от совершенного перемещения. Например, сбор за выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера взимается задолго до того, как будущий посредник по таможенному оформлению начнет реализовывать свои права, при этом фактически сам не перемещая товар через таможенную границу Российской Федерации. Или сборы за таможенное сопровождение товаров (уже перемещенных через таможенную границу) с одного таможенного склада на другой. Однако полностью игнорировать факт перемещения применительно к таможенным платежам конечно нельзя. Более того, как нам представляется, именно перемещение через таможенную границу служит основополагающим критерием для последующей классификации таможенных платежей. Но прежде необходимо сделать еще одну ремарку относительно правового закрепления возможных



1 См., например: Таможенное право: Учебник /Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М. 1998. С. 268.

разновидностей таможенных платежей. Речь идет о проекте Таможенного кодекса1, где в разделе 4 указываются все существующие в настоящее время таможенные платежи, а ст. 186 конкретно относит к иным таможенным сборам в том числе и сбор за включение в реестр ГТК России банков, кредитных и иных страховых организаций, которые могут выступать в качестве гаранта по уплате таможенных платежей.

Итак, как уже было отмечено, для удобства исследования таможенных платежей предварительно их следует классифицировать, взяв за критерий такого деления факт перемещения через таможенную границу РФ2. Поэтому к первой группе платежей следует отнести такие из них, которые непосредственно связаны с перемещением через таможенную границу РФ и являются обязательным условием такого перемещения:

таможенная пошлина;

налог на добавленную стоимость;

акциз;

сбор за таможенное оформление;

платежи, взимаемые с физических лиц по единым ставкам.

Во вторую группу таможенных платежей входят все иные платежи, взимаемые в области таможенного дела, но непосредственно не связанные с перемещением через таможенную границу, то есть не являющиеся одним из условий перемещения. Однако и здесь следует сделать поправку на действительность, с учетом содержания понятий, которые даны в ст. 8 Налогового кодекса. Это касается отдельных платежей, обозначенных в Таможенном кодексе, как платы (плата за выдачу лицензий, консультирование, участие в таможенных аукционах и др.). Дело в том, что п. 2. с. 8 Налогового кодекса под сбором понимаете том числе и взнос, взимаемый за выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, все иные платежи, не связанные с перемещением, называются сборами (за исключением сбора за таможенное оформление) и в зависимости от целей взимания подразделяются на:



1 В редакции ГТК России от 12 ноября 1998 г.

2 Подобный подход также встречается в литературе и полностью нами разделяется (см., например: Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в РТА. М. 1998. С. 336).

сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий;

сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

сборы за хранение товаров;

сборы за таможенное сопровождение товаров;

сборы за информирование и консультирование;

сборы за принятие предварительного решения;

сборы за участие в таможенных аукционах;

сборы за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК России.

Конечно, такая классификация, впрочем как и любая иная, не лишена некоторых условностей и тем более не является единственно возможной. Основная условность заключается в том, что в отдельных случаях платежи первой группы могут взиматься также независимо от факта перемещения товара, например, при изменении таможенного режима нахождения товара уже перемещенного через таможенную границу (режим временного ввоза изменяется на выпуск для свободного обращения). А что касается других вариантов классификации таможенных платежей, то критерием, например, может послужить ст. 8 Налогового кодекса, согласно которой все таможенные платежи могут быть разделены на налоги (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы) и сборы (таможенные сборы). Хотя в этом случае больших различий не просматривается, за исключением отнесения сбора за таможенное оформление к платежам второй группы. Другой возможный вариант классификации таможенных платежей, по назначению взимаемых денежных средств, в соответствии с гл. 55 Таможенного кодекса. Однако подобная классификация имеет один существенный недостаток, который заключается в необходимости отнесения к платежам, согласно ч. 1 ст. 403 Таможенного кодекса, в том числе и штрафы, что является неверным, поскольку штраф не имеет признаков ни налогов, ни сборов.

Вполне очевидно, что основную группу платежей составляют таможенная пошлина, НДС, акциз. Эти платежи являются одним из главных источников пополнения налоговой части федерального бюджета (более 30%). Именно этим платежам (включая сбор за таможенное оформление), главным образом, посвящена гл. 20 Таможенного кодекса («Исчисление и уплата таможенных платежей»).

Рассмотрим подробней общие положения о порядке уплаты платежей, сделав предварительно небольшую оговорку о том, что речь будет идти в основном о платежах первой группы, имеющих сферу применения, как правило, в рамках внешнеэкономической деятельности.

Плательщики таможенных платежей (ст. 118 Таможенного кодекса).

Общего понятия плательщиков таможенных платежей таможенное законодательство не дает. Не встретишь его и в литературе. Однако воспользовавшись ч. 1 ст. 19 Налогового кодекса, а также ч. 1 ст. 118 Таможенного кодекса РФ можно вывести следующее определение плательщиков таможенных платежей, под которыми понимаются лица, обязанные в соответствии с таможенным законодательством уплачивать необходимые налоги и сборы в сфере таможенного дела. Иными словами, лица, ответственные за уплату таможенных платежей. Но здесь есть еще одна особенность, связанная с иными, любыми заинтересованными лицами1, которые согласно ч. 2 ст. 118 Таможенного кодекса вправе производить оплату таможенных платежей.



1 Упоминание о заинтересованном лице не раз встречается в Таможенном кодексе РФ (см., например, ч. 2. С. 127), однако значение этого понятия не раскрывается.

Исходя из критерия долженствования всех возможных плательщиков можно разделить на две группы:

— лица, ответственные за уплату таможенных платежей;

— лица, имеющие право на уплату таможенных платежей (любые заинтересованные лица).

В свою очередь, лица, ответственные за уплату таможенных платежей, могут быть подразделены, в зависимости от периода действия такой обязанности и ответственности, с учетом формулировки ч. 1 ст. 118 Таможенного кодекса, где отмечается, что таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом, в соответствии с Таможенным кодексом. И далее, исходя из содержания иных статей Таможенного кодекса, можно выделить следующих ответственных лиц:

— декларант1 (ч. 1 ст. 118 и ст. 173 Таможенного кодекса);

— перевозчик, включая таможенного перевозчика (ст. 144 Таможенного кодекса и п/п. 10.1 п. 10 Положения о таможенном перевозчике, утвержденного Приказом ГТК России от 18 января 1994 г. № 20);

— владелец склада временного хранения (ч. 1 ст. 154 Таможенного кодекса)2;

— владелец магазина беспошлинной торговли (ст. 56 Таможенного кодекса).

В дополнение к отмеченному можно добавить, что указанные плательщики связаны с платежами первой группы. Имен-, но эти категории лиц могут выступать субъектами административной, уголовной и иной ответственности за неуплату таможенных платежей. Несколько иначе обстоит дело с плательщиками таможенных платежей второй группы (не связанных с перемещением товаров). Здесь налицо обязанность, не подкрепленная какими-либо санкциями. Соответственно и категории плательщиков иные. Скажем так, заявители получения прав и услуг в сфере таможенного дела. Например, лица, обращающиеся за получением лицензии (права) на осуществление предпринимательской деятельности (таможенный брокер, таможенный перевозчик) или лица, желающие получить консультацию по таможенным вопросам, предварительное решение (заключение) о товарной позиции перемещаемых товаров и т.п. Во всех приведенных примерах данные категории плательщиков, в случае неуплаты необходимых сумм не будут удовлетворены в получении каких-либо прав или оказании услуг, без применения к ним мер принудительного характера.

Следующий элемент, характеризующий общий порядок уплаты платежа — это сроки уплаты таможенных платежей (ст. 119 Таможенного кодекса). Понятие срока уплаты платежа ни в таможенном законодательстве, ни в литературе не приводится. Поэтому уместно будет попытаться дать этому явлению соответствующее определение.


1Лицо, перемещающее товары, либо таможенный брокер (ст. 172 Таможенного кодекса РФ).
2 Если владельцем СВХ либо таможенного склада является таможенный орган, то ответственность за уплату платежей несет лицо, поместившее товар (ч. 3 ст. 154, ч. 2 ст. 50 Таможенного кодекса РФ).

 Исходя из содержания ст. 119 Таможенного кодекса, а также по аналогии со ст. 57 Налогового кодекса РФ срок уплаты таможенных платежей можно сформулировать как период времени, в течение которого требуется уплатить необходимые суммы. Причем будучи периодом времени этот срок не имеет как такового конкретного начала, поскольку ст. 119 Таможенного кодекса установила, что платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации1, можно также обозначить до подачи таможенной декларации, так как таможенный орган не вправе отказать в ее принятии (ч. 3 ст. 175 Таможенного кодекса)2.

На практике довольно часто необходимые суммы до фактического ввоза товаров перечисляются на счета таможенных органов в целях ускорения последующей процедуры таможенного оформления. Или наоборот, суммы, превысившие необходимые размеры ранее уплаченных платежей остаются на счетах соответствующих таможенных органов для оплаты будущих поставок товаров3.

Несколько сложней обстоит дело с окончанием срока возможной (добровольной) уплаты платежа. В соответствии с ч. 1 ст. 119 Таможенного кодекса этот срок завершается подачей декларации, правильней отметить, предельно допустимой датой подачи. А если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации (ч. 3 ст. 119 Таможенного кодекса). Вот здесь, по нашему мнению, и кроется существенный недостаток. Дело в том, что четкого определения «установленных сроков подачи таможенной декларации» в таможенном законодательстве нет. За исключением ч. 1 ст. 171 Таможенного кодекса РФ, где Определено, что таможенная декларация подается в сроки, устанавливаемые Государственным таможенным комитетом РФ.



1 Данное требование не распространяется на случаи перемещения товаров физическими лицами, когда таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации (ч. 2 ст. 119 Таможенного кодекса РФ).

2 О некоторых коллизиях подобного тождества терминов рассматривается в главе «Таможенное оформление».

3 Данная точка зрения отражена и в подзаконных документах ГТК России (см., например, Письмо от 24 марта 1998г. №01-15/5770, где в ч. 2 отмечается, что согласно ч. I ст. 119 Таможенного кодекса РФ таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В данной части содержится не начало течения срока уплаты лицом таможенных платежей, а обязанность лица произвести действие по уплате таможенных платежей до наступления такого события, как принятие таможенной декларации, или одновременно с наступлением этого события).

 Эти сроки не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств, переводящих товары, таможенному органу РФ. Однако в основных документах ГТК России1, посвященных порядку заполнения, подачи, регистрации и контролю грузовых таможенных деклараций, ничего о сроках не говорится (что вполне объяснимо, учитывая актуальность этого вопроса применительно к специфике деятельности отдельно взятого таможенного органа, а 'Это уже компетенция местных технологий и ГТК России не в  состоянии учесть все тонкости и нюансы). Другое дело, установленный Таможенным кодексом РФ 15-дневный срок, который может рассматриваться как производный от общего периода уплаты платежа и характеризуется не только завершением, но и началом истечения, то есть с даты представления товаров и транспортных средств, перевозящих товары, таможенному органу РФ и до истечения 15 дней.

Казалось бы, дальнейший вывод вполне очевиден, а именно, превышение предельно допустимого 15-дневного периода подачи декларации может рассматриваться как нарушение сроков уплаты таможенных платежей. Однако ч. 3 ст. 119 Таможенного кодекса говорит не.об истечении сроков платежа, а о начале исчисления этих сроков. Более того, представляется не совсем убедительным и разъяснение этой нормы, которое дано в Письме ГТК России от 24 марта 1998 г. № 01-15/5770 «О применении ст. 284 Таможенного кодекса Российской Федерации», где в частности отмечается, что в соответствии с частью 3 ст. 119 Таможенного кодекса РФ, если таможенная декларация не была подана в установленные сроки, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.



1 См. Приказ ГТК России от 25 апреля 1994 г. № 162 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации» (с последующими изменениями и дополнениями); Приказ ГТК России от 28 ноября 1994 г. № 624 «Об утверждении Временных правил приема, регистрации, хранения ГТД»; Приказ ГТК России от 4 апреля 1996 г. № 203 «О типовом порядке таможенного оформления и контроля».

Таким образом, день, следующий за последним днем подачи декларации, является первым днем нарушения сроков подачи таможенной декларации, но не днем нарушения сроков уплаты таможенных платежей. Согласно указанной статье со дня истечения срока подачи таможенной декларации исчисляются сроки уплаты таможенных платежей, а не сроки их неуплаты. Соответственно речь идет о несвоевременной уплате лицом таможенных платежей в связи с несвоевременной подачей таможенной декларации.

Таким образом, из приведенного разъяснения можно сделать вывод, что несвоевременная уплата платежа не может рассматриваться как нарушение сроков уплаты.

На наш взгляд, такая позиция лишь усложняет определение предельных сроков уплаты таможенных платежей, искусственно разделяя «несвоевременную уплату» и «нарушение сроков уплаты», что, в принципе, является одним и тем же. Проблема лишь в достаточно корректной формулировке ч. 3 ст. 119 Таможенного кодекса, заменившей слово «исчисляются» словом «истекают».

Уплата таможенных платежей производится таможенному органу РФ (ст. 120 Таможенного кодекса). И хотя в статье не указывается, о каком таможенном органе идет речь, имеется в виду, конечно, таможенный орган, производящий таможенное оформление (такая точка зрения не вызывает сомнений и в литературе1) либо таможенному органу, оказывающему необходимые услуги в области таможенного дела (информирование и консультирование, таможенное сопровождение, хранение товаров и др.).



1 См., например, Комментарий к Таможенному кодексу РФ. М., 19%. С. 183; Таможенное право: Учебник/Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 1998. С. 292; Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. М. 1998. С. 173.

В случаях, когда таможенные платежи уплачиваются в сфере перемещения товаров посредством международных почтовых отправлений, тогда соответствующие суммы поступают в адрес государственных предприятий связи, с последующим перечислением на счета таможенных органов РФ, осуществляющих государственный таможенный контроль за международными почтовыми отправлениями1.

Форма оплаты предусматривает как наличный, так и безналичный расчет, в порядке и пределах сумм, предусмотренных законодательством2.

Что касается валюты платежа, то в соответствии со ст. 123 Таможенного кодекса таможенные платежи могут уплачиваться как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком РФ3, за исключением случая, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте4.

Пересчет иностранной валюты в валюту РФ, равно как и учет соответствующих размеров ставок платежей (таможенная пошлина, НДС, акциз) производится по курсу Центрального банка РФ и по актам законодательства, действующим на день принятия таможенной декларации (ч. 2 ст. 5 и ч. 2. ст. 123 Таможенного кодекса РФ). Примером практической реализации этих положений может послужить возникший судебный спор, предметом которого явилась обязанность доплаты необходимой суммы таможенных платежей декларантом после таможенного оформления товара и последующего его выпуска для свободного обращения. Особенность данной ситуации заключалась в том, что на момент таможенного оформления товара (подачи таможенной декларации) ни декларант, ни таможенный орган не были осведомлены об изменении ставок акцизов (с 40% до 100%).



1 Подробней о Международном почтовом обмене и государственном таможенном контроле за международными почтовыми отправлениями см. в Основах таможенного дела. Вып. 3. Организация и технология таможенного контроля. М. 1996. С. 84—132.

2 На момент написания данной главы ограничений на размер сумм по уплате таможенных платежей наличными деньгами не предусмотрено. Письмо Центрального банка РФ от 14 сентября 1998 г. № 14-4/245 «О таможенных платежах».

3 См. разновидности иностранных валют и котировки их курсов для целей таможенных платежей в «Российской газете».

4 Пример такого исключения содержится в ч. I ст. I НТаможенного кодекса РФ, применительно к сбору за таможенное оформление товаров в сфере внешнеэкономической деятельности.

Однако, поскольку изменения вступили в силу и уже действовали при принятии таможенной декларации, то независимо от неосведомленности таможенных органов, платеж (акциз) должен быть рассчитан по новым ставкам, а недоплаченные суммы перечислены на соответствующий счет1.

В ряде случаев для уплаты таможенных платежей может предоставляться отсрочка2 либо рассрочка3 (ст. 121 Таможенного кодекса). Такие случаи обозначены законодателем как «исключительные». Как правило, речь обычно идет о поставках на таможенную территорию РФ крупных партий товаров, суммы платежей по которым довольно велики.

Предоставление отсрочки (рассрочки) возможно на срок до двух месяцев. Вместе с тем это положение, будучи закрепленным в Таможенном кодексе РФ, на практике проявляет себя как бы независимо от основополагающей статьи. Объясняется это прежде всего экономической целесообразностью, основанной главным образом на государственном интересе. Так, в настоящее время действует Указание ГТК России от 2 октября 1996 г. № 01 -14/1110 «О предоставлении отсрочек и рассрочек по уплате таможенных платежей», в соответствии с которым в целях повышения собирания таможенных платежей таможенным органам РФ запрещено предоставлять отсрочки (рассрочки) по уплате необходимых сумм. Помимо этого, в отношении отдельных категорий товаров отсрочка все же предоставляется, однако срок ее намного больше указанного в ст. 121 Таможенного кодекса.



1 Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 5 марта 1996 г. № 5542/95 (Вестник ВАС РФ. 1996. № 6. С. 59).

2 Отсрочка — продление предельного срока уплаты платежа.

3 Рассрочка — установление дополнительного периода уплаты платежа, в течение которого необходимая сумма должна оплачиваться частями.

Например, согласно ФЗ РФ от 5 февраля 1997 г. № 25-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в Закон РФ «О таможенном тарифе»», если поставка оборудования и комплектующих изделий, ввезенных в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами РФ, не предусматривающими освобождение поставляемых товаров от таможенных пошлин, либо под гарантии Правительства РФ осуществлена по контрактам, заключенным до 15 марта 1995 г., но сами товары не были выпущены для свободного обращения до момента вступления в силу Федерального закона от 5 февраля 1997 г., допускается условный выпуск товаров с отсрочкой уплаты таможенной пошлины на пять лет (со дня вступления в силу вышеупомянутого закона)1. Следующий пример относится к технологическому оборудованию, которое может быть выпущено на таможенной территории РФ, при предоставлении рассрочки по уплате таможенных платежей сроком на два года, с условием составления соглашения об уплате и графика погашения задолженности в течение 2 лет (с даты подписания соглашения)2.

Решение о предоставлении рассрочки или отсрочки уплаты платежей принимается начальником таможенного органа, производящего таможенное оформление, на основании письменного заявления плательщика (составляется в произвольной форме), поданного одновременно с таможенной декларацией.

Предоставление отсрочки и рассрочки имеет еще несколько особенностей:

— взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам;

— принимаются меры по обеспечению уплаты платежей.

Проценты исчисляются за каждый день фактически предоставленной отсрочки или рассрочки. Ставки за предоставляемые кредиты, устанавливаемые Центральным банком РФ, доводятся до таможенных органов ГТК России. Проценты за предоставленную отсрочку или рассрочку могут уплачиваться по желанию плательщика в иностранной валюте. Уплата необходимых сумм по процентам производится одновременно с уплатой отсроченного платежа либо периодического платежа по предоставленной рассрочке3.



1 Об ггом также отмечается в литературе. См., например, А.Н. Козырни. Комментарий к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». М. 1977. С 222.

2 Постановление Правительства РФ от 23 октября 1998 г. № 1235 «О мерах по ускорению таможенного оформления технологического оборудования, находящегося на складах временного хранения и таможенных складах». Во исполнение этого Постановления были изданы Приказы ГТК России от 2 ноября 1998 г. и 26 ноября 1998 г. №№ 740, 789.

3 Согласно п/п 3 п. 1 ст. 63 Налогового кодекса РФ по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ решение об изменении срока уплаты налога и сбора принимается ГТК России или уполномоченными ими таможенными органами.
 

Следующая особенность предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей предусматривает использование мер по обеспечению такой уплаты. Причем эти меры имеют довольно широкое и обязательное применение не только при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты платежей, но и при предварительном таможенном оформлении (доставка под таможенным контролем), таможенных режимах (транзит, временный ввоз, переработка под таможенным контролем и др.). Вместе с тем, цель применения механизма обеспечения уплаты таможенных платежей, главным образом, заключается в недопущении неуплаты необходимых сумм, в случаях, когда законодательством о таможенном деле предусмотрена обязательная их уплата. Таким образом, можно сформулировать определение обеспечения уплаты таможенных платежей, под которым понимается принятие таможенными органами необходимых мер по взиманию соответствующих сумм таможенных платежей в целях недопущения случаев возможного неисполнения плательщиком (лицом, ответственным за их уплату) своих обязанностей.

К таким мерам, в частности, относятся (ст. 122 Таможенного кодекса):

внесение на депозитный счет таможенного органа причитающихся к уплате сумм таможенных платежей;

предоставление гарантии банка либо иного третьего лица (кредитного учреждения);

залог товаров и транспортных средств. В настоящее время перечень возможных мер по обеспечению уплаты таможенных платежей является исчерпывающим (в проекте Таможенного кодекса (ст. 213), к уже имеющимся добавляются применение страхования и иные возможные способы, предусмотренные как Налоговым кодексом РФ, так и нормативными актами ГТК России. Что же касается периода самой отсрочки или рассрочки, то общий его срок увеличивается до шести месяцев, а уже используемые меры обеспечения в проекте Кодекса имеют более широкий диапазон применения. Например, предметом залога может быть не только движимое имущество, но и любое иное имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству — п. 1 ст. 214 проекта).

Общим для всех мер обеспечения является то, что размер такого обеспечения (стоимость предмета залога, размер гарантии или внесенной на депозит денежной суммы) должен быть не менее суммы таможенных платежей, которые бы подлежали уплате, при выпуске товаров для свободного обращения или вывозе в соответствии с режимом экспорта, включая суммы по процентам за предоставленную отсрочку или рассрочку1.

Неуплаченные своевременно таможенные платежи взыскиваются таможенным органом независимо от наличия признаков состава нарушения таможенных правил и применения мер воздействия за его совершение (ч. 9 ст. 231 Таможенного кодекса). А вот сам порядок имеет свои особенности применительно к лицу, в отношении которого могут быть использованы меры по взысканию таможенных платежей. Следует отметить, что в этой части порядок взыскания определяется Налоговым кодексом РФ (ст. 46, 47, 48 и др.). Нет необходимости детально его освещать, достаточно лишь отметить, что в отношении юридического лица предусмотрен механизм бесспорного списания необходимых сумм со счетов плательщика-организации в банке, причем решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 10 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (включая пеню за несвоевременную уплату платежа2). Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику или иному обязанному лицу не позднее 10 дней до наступления последнего срока уплаты налога. Срок исполнения обязанности по уплате налога исчисляется с момента направления налогоплательщику требования об уплате налога (ч. 1 п. 3 ст. 46 и ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса). В случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств (п. I ст. 48 Налогового кодекса).



1 Основы таможенного дела. Вып. 3. Экономическая деятельность таможенных органов. М. 1995. С. 181—185.

2 За время задолженности взыскивается пеня в размере 0.3% от суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке (ч. 2 ст. 124 Таможенного кодекса РФ).

Здесь важно отметить, что гражданским процессуальным законодательством предусмотрен, как альтернативный вариант, более упрощенный способ взыскания недоимок по платежам с физических лиц посредством судебного приказа1. Это может избавить от необходимости инициирования таможенным органом возбуждения искового производства.

И в завершение несколько слов о возможности возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей. Статья 125 Таможенного кодекса в общем виде определяет такой порядок, когда платежи подлежат возврату по требованию лица в течение одного года с момента уплаты таких платежей. При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются. «Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей осуществляет таможенный орган, на счета которого эти суммы уплачивались, либо таможенный орган, который производил их взыскание. В случае, если на счетах таможенного органа нет достаточных сумм для осуществления возврата, по его представлению такой возврат может быть осуществлен со счета ГТК России...

...Излишне уплаченные или взысканные суммы таможенных платежей возвращаются на те счета, с которых плательщик производил их уплату, либо с которых денежные средства списывались в бесспорном порядке, если в заявлении плательщика не оговорено иное, и в той валюте, в которой производился платеж либо списание»2.

Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах таможенных платежей (п. 2 ст. 78 Налогового кодекса).



1 П. 5 ст. 125 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.
2 Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. М. 1998. С. 164—165.