РАЗДЕЛ IV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Понятие таможенного контроля, его виды и основные формы осуществления

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России'.

Среди большого количества функций, реализуемых таможенными органами России, значительную роль играют те, которые призваны обеспечить исполнение задач, непосредственно относящихся к таможенному контролю. В их число согласно ст. Ю Таможенного кодекса РФ входят:

обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и защиты экономических интересов Российской Федерации;

осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;

взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей;

обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;



1 Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под. общ. ред. В. А. Максимце-ва, Б.Н. Габричидзе. М. I997.
 

обеспечение эффективного исполнения таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и при ведении производственной и иной коммерческой деятельности на территории Российской Федерации и др.1

Несмотря на то, что в Таможенном кодексе РФ непосредственно не сформулированы задачи таможенных органов, однако, основываясь на перечисленных функциях, можно сделать вывод, что они состоят из контроля за обеспечением соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации таможенный контроль производится в следующих формах:

проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

таможенный досмотр (осмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля);

учет товаров и транспортных средств;

устный опрос физических, в том числе должностных, лиц;

проверка системы учета и отчетности;

осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

По формам осуществления таможенного контроля его можно разделить на следующие виды:

1) проверка документов на товары и транспортные средства;

2) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;



1 Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. М. 1998.

3) таможенный досмотр товаров и транспортных средств1.

Следует отметить, что все эти виды таможенного контроля находятся в единстве и направлены на установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, выявление контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил.

Рассмотрим виды таможенного контроля подробнее.

Проверка документов на товары и транспортные средства. Проверка документов заключается в их изучении с точки зрения установления соответствия действующим правилам таможенного дела и полноты их оформления. Как правило, проверка документов предшествует таможенному осмотру или досмотру товаров и транспортных средств. Однако возможны случаи, когда таможенный контроль заключается только в проверке документов2.

По своему назначению документы, необходимые для таможенных целей, могут быть отнесены к следующим группам — это транспортные документы, торговые документы, таможенные документы и другие документы.

К транспортным документам относятся те, по которым товары перемещаются через таможенную границу при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом — накладные, коносаменты (применительно к железнодорожному транспорту также дорожные ведомости, вагонные листы, передаточные ведомости, багажные квитанции) и др.

К торговым документам относятся: контракты, счета-фактуры, спецификации, инвойсы, упаковочные документы, составляемые поставщиками товаров.



1 Основы таможенного дела: Учебник / Под. общ. ред. В. Г. Драганова. М. 1998.
2 Например, при пропуске лиц, личные веши которых освобождаются от таможенного досмотра, таможенный контроль заканчивается обозрением документов, предоставляющих данному лицу такую льготу.

К таможенным относятся документы, выданные и удостоверенные в надлежащем порядке должностными лицами таможенных органов1.

К другим документам относятся: сертификаты качества, соответствия и карантинные, разрешительные документы иных органов, которыми должны сопровождаться некоторые товары; воинские пропуска; учредительные документы, дающие право российским юридическим и физическим лицам осуществлять внешнеэкономическую деятельность, и тому подобные документы.

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (перевозчики), обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля2. Данное положение отражено в ст. 182 Таможенного кодекса РФ, кроме того, перечень документов и сведений, порядок их представления определяются ГТК РФ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Все четыре группы документов имеют прямое отношение к осуществлению таможенного контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами, и все они должны внимательно проверяться должностными лицами таможенных органов, прежде чем будет принято решение о выпуске и использовании товаров и транспортных средств в соответствии с содержанием примененного к ним таможенного режима.

Таможенный осмотр. Под таможенным осмотром следует понимать административное действие должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида транспортных средств или находящегося в нем товара без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу.



1 Например, таможенные декларации, другие документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения, при перемещении товаров по процедуре внутреннего и последующего транзита —документы контроля доставки; свидетельства о допущении транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, лицензии и квалификационные аттестаты, выдаваемые таможенными органами и др.

2 Срок хранения таких документов установлен в пределах трех лет.
 

Таможенный осмотр обусловлен ст. 185 ТК РФ, согласно которой транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами.

Под идентификацией следует понимать наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, описание товаров и транспортных средств, составление чертежей, масштабных изображений, изготовления фотографий, иллюстраций, использование товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации. Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами Российской Федерации или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. При этом таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Так, в мае 1996 г. в арбитражный суд г. Москвы обратился Центр графических искусств с иском о признании недействительным постановления Московской автогрузовой таможни о наложении на Центр штрафа и конфискации картин по мотиву сокрытия им от таможенного контроля перемещаемых через границу картин путем представления таможенному органу документов, содержащих о них недостоверные сведения, а также использования подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам и транспортным средствам (ст. 277, 278 Таможенного кодекса РФ).

Истец утверждал, что его вины в нарушениях, отмеченных в постановлении таможенного органа, нет, поскольку Центр не должен нести ответственность за действия эксперта-искусствоведа экспертно-контрольной группы Министерства культуры Российской Федерации, выдавшего ненадлежащее свидетельство на право вывоза культурных ценностей из России, а также работников, которые в ходе подготовки картин к отправке поместили дополнительно в контейнер еще одно полотно без оформления на него соответствующего разрешения.

Ответчик с утверждениями истца не согласился, сославшись на то, что постановление таможни вынесено в соответствии с требованиями законодательства.

Как следует из материалов дела, при таможенном досмотре картин, вывозимых Центром графических искусств за границу для участия в выставке-продаже, было установлено, что одно из полотен не соответствовало фотографии с изображением картины, подлежащей вывозу, семь работ исполнены в технике, не соответствующей указанному в документах возрасту произведений, и на ином материале, одна картина не была заявлена к вывозу. По заключению эксперта, стоимость картин была значительно занижена.

За указанные нарушения на Центр графических искусств был наложен штраф в размере 300 % стоимости картин, при этом все полотна были конфискованы как объекты правонарушения.

Арбитражный суд г. Москвы доводы Центра графических искусств о вине эксперта и лиц, непосредственно подготавливающих картины к отправке, отклонил, сославшись на ст. 278 Таможенного кодекса РФ, в соответствии с которой ответственность за перемещение товаров через таможенную границу с обманным использованием документов или средств идентификации несет лицо, перемещающее такие товары, т.е. Центр графических искусств.

Постановление Московской автогрузовой таможни в части конфискации картин, которые соответствовали предъявленным на вывоз документам, арбитражный суд отменил, указав в своем решении, что ст. 277 Таможенного кодекса РФ предусматривает конфискацию товаров, являющихся непосредственным объектом правонарушения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе осуществления таможенного осмотра товаров и транспортных средств проверяется также наличие и состояние средств идентификации.

В соответствии со ст. 180 ТК РФ таможенный осмотр отнесен к осмотру территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли,

также других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

Вместе с тем таможенный осмотр на практике имеет место в отношении товаров и транспортных средств при ввозе

— в таможне отправления, при вывозе — в таможне назначения, о чем свидетельствуют, в частности, Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.), утвержденное приказом ГТК РФ от 18 мая 1994 г. № 206 ', а также требования приказа ГТК РФ от 19 августа 1994 г. № 426 «Об утверждении нормативных актов, относящихся к надлежащему оборудованию транспортных средств (контейнеров)»2. В соответствии с этим приказом должностные лица таможенного органа, разрешающего помещение транспортных средств (контейнеров) и товаров под таможенный режим транзита и доставки товаров или доставку транспортных средств (контейнеров) и товаров под таможенным контролем, проверяют наличие свидетельства о допущении дорожного транспортного средства либо таблички о допущении контейнера, достоверность указанных в них сведений, а также проводят осмотр дорожных транспортных средств и контейнеров3.



1 См. Экономика и жизнь. № 24. 1994.
2 См. Российские вести. № 199. 1994.
3 На таможенный осмотр указывают и действующие до настоящего времени правила таможенного контроля за транспортными средствами и перевозимыми .на них грузами. В качестве примера можно сослаться на Правила пропуска через государственную границу СССР товарных и пассажирских поездов, а также выгрузки, погрузки и перевозки по железным дорогам грузов, подлежащих таможенному контролю, которые были утверждены приказом МВТ СССР от 20 июня 1950г. №487.

Таможенный досмотр — это административное действие, заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств в целях установления законности их перемещения через таможенную границу, предотвращения ввоза или вывоза запрещенных предметов, обнаружения скрытого перемещения товаров, а также определения наименования товара согласно ТН ВЭД, цены и количества. Досмотр заключается в проверке транспортного средства, товаров, почтовых отправлений, багажа со вскрытием грузовых помещений либо упаковки, валюты и товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами1.

Сопоставляя таможенный осмотр и таможенный досмотр, можно обнаружить как общие, характерные для них черты, так и черты существенно отличающиеся друг от друга.

Общими чертами следует считать административный характер совершаемых действий одним и тем же органом — таможенным учреждением. Следует отметить, что эти действия направлены на одни и те же объекты — товары, транспортные средства. Также общей чертой является совпадение целей осмотра и досмотра — установление законности перемещения через таможенную границу объектов осмотра и досмотра.

Различия между осмотром и досмотром состоят в способах и методах их осуществления. Осмотр представляет собой проверку, обозрение товаров, транспортных средств, помещений, где они могут находиться, без их вскрытия, без нарушения целостности предметов. Другие действия, применяемые при досмотре.

Досмотр производится путем вскрытия грузовых помещений, транспортных средств, тары и упаковки, установления наименования и качества товара, подсчета его количества, проверки всех или части мест, полостей и конструктивных особенностей транспортных средств, контейнеров и предметов с целью обнаружения тайников, хранилищ, в которых могут быть скрыты предметы.

Одновременно следует отметить, что существует такая исключительная форма таможенного контроля как личный осмотр.



1 Бобков В. Б. Таможенное законодательство Российской Федерации. М. 1993.

В ст. 189 Таможенного кодекса РФ предусмотрены ж нования для проведения личного досмотра, а именно:

наличие решения начальника таможенного органа или лица его замещающего;

достаточные основания полагать что физическое лицо, следующее через таможенную границу либо находящееся в Юне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе И не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства или международного договора Российской федерации, контроль за исполнением которых возложен на  таможенные органы.

Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. !' Следует отметить, что доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. О проведении личного досмотра составляется протокол по форме, установленной ГТК РФ.

Обобщая вышесказанное о сущности и назначении осмотра и досмотра как видов таможенного контроля, следует подчеркнуть, что осмотр, как правило, предшествует досмотру, являясь стадией, в ходе которой проверяются документы и решаются вопросы о целесообразности досмотра, способах его осуществления, установления количества объектов, подлежащих досмотру.

Основными задачами таможенного досмотра является установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; обнаружение товаров, запрещенных к ввозу, вывозу, товаров, перемещение которых через таможенную границу допускается только с соблюдением установленных на этот счет положений, и предотвращение их незаконного перемещения; выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов; определение тарифного наименования товара согласно ТН ВЭД, его цены, количества и качества и др.

Особое внимание следует обратить на то, что таможенному контролю подлежат все перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 188 ТК РФ и положений, вытекающих из содержания ст. 6 ТК РФ.

Таможенные органы наделены правом при проведении таможенного контроля использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации и ее международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. При необходимости таможенные органы могут использовать все формы таможенного контроля, предусмотренные таможенным законодательством.