2. Принципы организации таможенного контроля

При изучении принципов организации таможенного контроля необходимо рассмотреть вопрос о лицах, участвующих в представлении товаров и транспортных средств к таможенному оформлению и таможенному контролю.

Так, под лицами понимаются предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, а также физические лица. Лица, перемещающие товары — это лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами, либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товарами, подлежащими таможенному контролю, действий от собственного имени.

В числе основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, нашедших отражение в Таможенном кодексе РФ, закреплены равные права всех лиц на ввоз в Российскую Федерацию товаров и транспортных средств. При этом отмечено, что никто не может быть лишен или ограничен в таком праве, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации1.



1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под. общ. ред. Ю И. Скуратова, В.М. Лебедева. М. 1996.

Что касается внешнеэкономической деятельности, то всем зарегистрированным на территории России предприятиям и их объединениям, независимо от форм собственности, разрешается осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации, согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР».

Из сказанного выше следует, что правом на перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств обладают российские и иностранные лица, лица без гражданства (физические лица), а также российские предприятия и предприниматели (субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица и субъекты, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не являющиеся юридическими лицами).

Таким образом, по всем перечисленным признакам лицами, участвующими в представлении товаров и транспортных средств к таможенному оформлению и таможенному контролю, являются лица, их перемещающие, т.е. субъекты предпринимательской деятельности и физические лица.

В соответствии со ст. 172 ТК РФ лица, перемещающие товары и транспортные средства, могут выступать в качестве декларантов, т.е. лиц, перемещающих товары, и таможенных брокеров (посредников), декларирующих, представляющих и предъявляющих товары и транспортные средства к таможенному оформлению и таможенному контролю от собственного имени. Под декларантом следует понимать только российское лицо, за исключением случаев перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическими лицами. При этом декларантом может быть также таможенный брокер, т.е. предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию ГТК РФ на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

При этом взаимоотношения таможенного брокера с лицом, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу, т.е. с представляемым им лицом, строятся на основе нотариально удостоверенного договора. Таможенный брокер вправе от собственного имени совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица.

Обязанности декларанта и таможенного брокера при осуществлении ими действий по таможенному оформлению и таможенному контролю заключаются в декларировании товаров и транспортных средств и представлении таможенному органу декларации, а также других документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей; в предъявлении по требованию таможенного органа для осмотра (досмотра) декларируемых товаров и транспортных средств; в уплате таможенных платежей; в оказании таможенным органам содействия в производстве таможенного оформления и контроля, в том числе путем совершения требуемых грузовых и иных операций.

Декларанты при таможенном контроле имеют право до подачи таможенной декларации осматривать и измерять под таможенным контролем товары и транспортные средства, с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы товаров, присутствовать при осмотре (досмотре) товаров и транспортных средств и т.д.

Среди лиц, участвующих в представлении товаров и транспортных средств к таможенному оформлению и таможенному контролю, помимо декларанта и таможенного брокера, соответствующее место занимают перевозчик или уполномоченное им лицо. Согласно Таможенному кодексу РФ под перевозчиком следует понимать лицо, которое перемещает товары либо является ответственным за использование транспортного средства.

Что касается транспортных средств, то перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны представить их таможенному органу для контроля непосредственно в пункте пропуска на таможенной границе.

При этом согласно ст. 170 ТК РФ непосредственно декларированию в пунктах пропуска на таможенной границе подлежат морские, речные и воздушные суда, транспортные средства, являющиеся товаром, порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров. Во всех остальных случаях транспортные средства декларируются в составе перевозимой данным транспортным средством партии товара1.

Участие перевозчика или уполномоченного им лица в представлении таможенному органу товаров и транспортных средств также выражается в уведомлении о их прибытии на таможенную территорию либо в место назначения2.

Таможенным законодательством Российской Федерации определены места и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы, их таможенного оформления и таможенного контроля, а также время нахождения товаров под таможенным контролем. Так, согласно ст. 127 ТК РФ пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами, во время их работы. Также предусмотрено, что товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу в иных местах и вне времени работы таможенных органов по согласованию с таможенным органом Российской Федерации.

Поскольку перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу производится в соответствии с их таможенными режимами, правом выбора и применения которых наделены декларанты и таможенные брокеры, то основной частью таможенного оформления является процедура декларирования представляемых таможенному органу товаров и транспортных средств.

Таможенное оформление согласно ст. 127 ТК РФ производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров, либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа. Места и время таможенного оформления устанавливаются Государственным таможенным комитетом РФ применительно к таможням и региональными таможенными управлениями — относительно таможенных постов. Вместе с тем, по просьбе заинтересованного лица, за его счет и при согласии таможенного органа, в регионе деятельности которого находится подобное лицо, таможенное оформление может осуществляться в иных местах и вне времени работы таможенного органа, давшего согласие на это. Решение принимается руководителем соответствующего таможенного органа после рассмотрения мотивированного письменного обращения заинтересованного лица.



1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации /Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М. 1996.

2 Уведомление таможенного органа о прибытии товара и транспортных средств должно производиться перевозчиком или уполномоченным им лицом не позднее 30 минут после их прибытия.

Местами представления товаров и транспортных средств таможенному органу с целью их декларирования и хранения до выпуска либо предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом, согласно ст. 145, 146 ТК РФ являются склады временного хранения, учреждаемые таможенными органами либо российскими лицами.

Таможенным кодексом РФ предусмотрено, что ГТК России также вправе устанавливать порядок, при котором таможенное оформление отдельных категорий товаров и транспортных средств может производиться только определенными таможенными органами. С этой целью приказом ГТК России от 12 мая 1994 г. № 193 «Об организации таможенного оформления алкогольных напитков и табачных изделий в пограничных таможнях»1 предусмотрено учреждение складов временного хранения (приграничных складов и др.) на автомобильных пунктах пропуска, где созданы необходимые условия, или в непосредственной близости от этих пунктов пропуска, в приграничных областных центрах или других городах, в морских портах.

Перечень таможенных органов, которым предоставлено право осуществлять таможенное оформление подобных товаров, объявлен приказами ГТК от 13 января 1995 г. № 18 «Об утверждении перечня складов временного хранения и таможенных складов (терминалов), предназначенных для таможенного оформления и хранения подакцизных товаров»2 и № 19 «Об утверждении перечня пунктов пропуска и таможенных постов, через которые допускается ввоз подакцизных товаров, подлежащих маркировке»3.



1 См. Российские вести. № 108. 1994.
2 См. Экономика и жизнь. № 12. 1995.
3  См. Экономика и жизнь. № 4. 1995.

Указанием ГТК РФ от 29сентября 1994 г. № 01-13/10943 «Об оформлении легковых иптомобилей, следующих в адреса физических лиц» подобный порядок таможенного оформления распространен на легковые автомобили, перевозимые автомобильным транспортом в соответствии с Конвенцией МДП (1975 г.)1.

Помещение на склад временного хранения товаров и транспортных средств Таможенным кодексом РФ отнесено к действиям, предшествующим основному таможенному оформлению. Их декларирование и применение к ним определенного таможенного режима призваны облегчить и ускорить Производство этих процедур и направлены на недопущение воза в Российскую Федерацию и вывоза из нее товаров и транспортных средств, запрещенных к такому ввозу и вывозу, а также на их идентификацию для таможенных целей. При этом товары и транспортные средства приобретают статус «находящихся на временном хранении» автоматически с момента их представления таможенному органу.

При ввозе представление выражается в уведомлении таможенного органа перевозчиком или уполномоченным им лицом о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию либо на таможню назначения.

При вывозе представление выражается в уведомлении таможенного органа лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком, либо уполномоченными им лицами о прибытии товаров и транспортных средств в место доставки (таможня отправления и таможня назначения).

Товары и транспортные средства с момента их представления таможенному органу и до выпуска либо предоставления лицу в соответствии с избранным таможенным режимом находятся на временном хранении под таможенным контролем. Однако под таможенным контролем находятся не только товары и транспортные средства, поступившие на склад временного хранения2.

Согласно ст. 192 ТК РФ при ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы, а при вывозе он начинается с момента принятия таможенной декларации.



1 Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVIII. М. 1984. С. 162.
2 Согласно ст. 191 ТК РФ этой процедуре подлежат все товары и транспортные средства, перемешаемые через таможенную границу, с момента ее начала до ее завершения.
 

Таможенный контроль завершается только в момент выпуска товаров и транспортных средств. При этом под выпуском понимается передача таможенными органами товаров или транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение лица.

Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 26 декабря 1995 г. и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда Омской области от 19 апреля 1996г. по делу №4-142.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Омское отделение Западно-Сибирской железной дороги обратилось в арбитражный суд Омской области с иском о признании недействительным постановления Омской таможни от 9 августа 1995 г. № 818/95 о наложении штрафа за нарушение таможенных правил, выразившееся в выдаче без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем.

Решением от 26 декабря 1995 г. исковые требования были удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции от 19 апреля 1996 г. решение оставлено без изменения, при этом в кассационном порядке законность и обоснованность судебных актов не проверялись.

В своем протесте заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагает указанные судебные акты отменить и в иске отказать. В свою очередь Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в период с 11 октября 1993 г. по 1 ноября 1993 г. на городскую товарную станцию Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги по процедуре внутреннего таможенного транзита из Московской региональной таможни поступил груз — сигареты «Кэпстэн» в адрес производственно-коммерческой фирмы «Максант».

Указанный груз как перемещенный через таможенную |||.шицу в соответствии со ст. 168 Таможенного кодекса РФ подлежал декларированию. Однако доказательств декларирования сигарет перевозчиком либо их получателем в деле не имеется.

Согласно ст. 192 Таможенного кодекса РФ при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товар находится под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до выпуска его в соответствии с определенным таможенным режимом.

Вместе с тем в соответствии со ст. 40, 144 Таможенного кодекса РФ до помещения товаров под определенный таможенный режим всю ответственность за транзит товаров несет перевозчик.

Поскольку груз не был продекларирован, таможенный режим не был заявлен и таможенное оформление произведено не было, следует признать, что данный груз находился под таможенным контролем. Поэтому выдача перевозчиком груза его получателю без разрешения таможенного органа является нарушением таможенных правил.

При таких обстоятельствах перевозчик правомерно привлечен к ответственности, поэтому у арбитражного суда оснований для удовлетворения исковых требований не имелось. Учитывая изложенное, решение от 26 декабря 1995 г. и постановление апелляционной инстанции от 19 апреля 1996 г. арбитражного суда Омской области по делу № 4-142 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим постановлением от 10 декабря 1996 г. № 2990/96 отменил и в иске Западно-Сибирской железной дороге отказал.

Таким образом, при ввозе таможенный контроль начинается в пунктах пропуска на таможенной границе, определяемых таможенными органами для пересечения товарами и транспортными средствами, и завершается после окончания таможенного оформления и передачи лицу в полное распоряжение1.

Что касается вывоза товаров и транспортных средств, то под таможенным контролем они находятся с момента принятия таможенным органом таможенной декларации до момента фактического пересечения таможенной границы в пункте пропуска. Во всех остальных случаях как ввезенные, так и вывезенные товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем до выпуска в полное распоряжение соответствующих лиц.



1 Козырин А.Н. Таможенное право России. Уч. пособие. М. 1995.

Помимо мест пропуска на границе и таможенного оформления в зоне нахождения лица, перемещающего товары и транспортные средства, либо уполномоченного им лица, таможенный контроль может производиться в местах нахождения декларанта, а также любого иного лица, прямо или косвенно имеющего отношение к таким товарам и транспортным средствам.

Таможенный контроль может быть осуществлен в любое время, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

В указанных выше случаях таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы, а также другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами и транспортными средствами.

Для осуществления таможенного контроля вдоль таможенной границы в местах ее пересечения товарами и транспортными средствами, в местах их таможенного оформления и в иных местах, определяемых ГТК России, создаются зоны таможенного контроля. Из этого следует, что в обязательном порядке зоны таможенного контроля должны быть созданы в пунктах пропуска на таможенной границе, в местах таможенного оформления, которыми являются склады временного хранения, в местах нахождения таможенных складов и свободных складов.

Общие положения о порядке таможенного контроля. Представление товаров и транспортных средств к таможенному контролю выражается в уведомлении таможенного органа об их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и доставке в место таможенного оформления (при ввозе) или в место таможенного оформления и доставке в пункт пропуска на таможенной границе (при вывозе за пределы таможенной территории Российской Федерации).

В месте начала и окончания таможенного контроля доставленные товары и транспортные средства представляются, а документы на них вручаются таможенному органу1. Товары и транспортные средства, прибывшие в место назначения вне времени работы таможенного органа, должны быть размещены перевозчиком в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, в местах таможенного , оформления, нахождения таможенных органов и в иных местах, определяемых ГТК РФ для целей осуществления таможенного контроля.

Уведомление таможенного органа о ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию и вывозе с таможенной территории, а следовательно,.их представление к таможенному контролю является обязанностью перевозчика, тогда как представление товаров и транспортных средств к таможенному оформлению является обязанностью декларанта или таможенного брокера.

Однако при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации допускается уведомление таможенного органа также лицом, осуществляющим перемещение товаров и транспортных средств, т.е. декларантом.

После подачи уведомления о намерении осуществить ввоз или вывоз товаров и транспортных средств перевозчик обязан доставить их и документы на них в определенное таможенным органом место без какого-либо изменения упаковки или состояния, кроме изменения вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, без использования в каких-либо иных целях, кроме доставки.



1 Документы передаются таможенному органу не позднее 30 мин. после прибытия товара и транспортного средства, а в случае прибытия их вне времени работы таможенного органа — не позднее 30 минут после наступления времени работы этого таможенного органа.

При этом доставка товаров, транспортных средств и документов на них перевозчиком должна быть произведена в устанавливаемые в каждом отдельном случае таможенным органом сроки. Сроки доставки определяются с учетом обычного маршрута доставки, исходя из возможностей транспортных средств и других условий перевозки.

После представления товаров и транспортных средств таможенному органу в месте доставки их оставление без присмотра, изменение места стоянки, выгрузка и перегрузка товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, высадка пассажиров, вскрытие упаковки, упаковка или переупаковка товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации допускаются только с разрешения таможенного органа места доставки.

По требованию таможенного органа перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или определение количества товаров иным способом, погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где могут находиться такие товары и транспортные средства.

Для оказания содействия в проведении таможенного контроля таможенные органы вправе привлекать специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий и учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также экспертов. Запрос таможенного органа о привлечении специалиста или эксперта для оказания содействия в проведении таможенного контроля является обязательным для исполнения руководителем органа, в котором специалист или эксперт работают.

Транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифици-

(мшиться таможенными органами путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркиров-ки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятии проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, масштабных изображений, изготовления фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной или иной документации и других средств идентификации. При этом средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами Российской Федерации или с их разрешения.

В целях обеспечения российского законодательства и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, таможни, региональные таможенные управления и ГТК РФ в праве назначать либо проводить « пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих внешне экономическую или иную деятельность, контроль за которой возложен на таможенные Органы.

При проведении подобного контроля должностные лица таможенных органов вправе требовать безвозмездного предоставления для ознакомления любые документы и информацию, касающиеся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющие отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов; получать от должностных лиц и других работников справки, письменные и устные объяснения, а также опечатывать помещения и изымать по акту документы, подлежащие проверке. Для проведения таможенного контроля должностные лица таможенных органов вправе иметь доступ на территорию и в помещения, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие такому контролю.

Вместе с тем, при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам, а вся полученная в ходе таможенного контроля информация является конфиденциальной и может использоваться исключительно в таможенных целях.

Этапы таможенного контроля за товарами и транспортными средствами. В тех случаях, когда ввозимые на таможенную территорию товары и транспортные средства для таможенного оформления подлежат доставке в таможенные органы по месту нахождения их получателей, а при вывозе с таможенной территории — товары и транспортные средства после завершения таможенного оформления подлежат доставке в таможенные органы в пунктах пропуска на границе, таможенный контроль осуществляется в несколько этапов.

Первый этап. Уведомление таможенного органа назначения (при ввозе) или таможенного органа отправления (при вывозе) о намерении осуществить перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств. Данное уведомление выражается в предъявлении гарантийного обязательства получателя (отправителя) товара об оплате таможенных пошлин и сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов в случае непредставления товара в таможню назначения и счета-фактуры на товар.

Гарантийное обязательство и счет-фактура не представляются при перевозке товаров государственными железными дорогами при перевозке товаров, происходящих из государств, которым Российской Федерацией предоставлен режим ввоза товаров без обложения таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами; при перевозке тех товаров, которые не облагаются таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизом, а также в случае перевозки товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДТ (Конвенция МДТ, 1975 г.) таможенным перевозчиком1.

Второй этап. При ввозе представление товаров, транспортных средств и документов на них выражается в уведомлении таможенного органа отправления перевозчиком или уполномоченным им лицом о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию либо в таможню назначения.

Третий этап. Доставка товаров, транспортных средств и документов на них от таможни отправления до таможни назначения производится по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ) с составлением документа контроля доставки (ДКД).



1 Таможенное право/Под ред. А.Ф. Ноэдрачева. М. 1998.

Документ контроля доставки не составляется, если пере-§01 ка осуществляется в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДТ (Конвенция МДТ, 1975 г.), а также в отношении товаров, прошедших таможенное оформление в пункте ввоза на Границе в случае их ввоза для свободного обращения или Оформленных в таможне отправления для вывоза за границу в режиме экспорта, что подтверждается наличием разрешительного штампа на 4-м экземпляре ГГД и товаротранспорт-ных документах.

Назначение склада временного хранения. Товары и транспортные средства с момента представления таможенному органу и до их выпуска либо предоставления лицу в соответствии с избранным таможенным режимом находятся на временном хранении под таможенным контролем.

Согласно приказу ГТК РФ от 7 октября 1993 г. № 388 «Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)» местом прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и доставки товаров и Г, транспортных средств может быть только склад временного хранения1.

В аэропортах, на аэродромах и в портах, открытых для международного сообщения, на грузовых дворах, станционных складах и площадках станций железных дорог, осуществляющих прием, погрузку, выгрузку и выдачу товаров, перемещаемых через таможенную границу, в пунктах пропуска через государственную или таможенную границу, где осуществляется международное автомобильное сообщение, наличие складов временного хранения является обязательным. Во всех остальных местах склады временного хранения с одобрения таможенных органов могут учреждаться свободно.



1 См.. Российские вести. 217. 1993.

Статус «находящихся на временном хранении» товары и транспортные средства приобретают автоматически с момента и в силу их представления таможенному органу1.

Помещение товаров и транспортных средств на склад временного хранения выражается в уведомлении таможенного органа о прибытии товаров и транспортных средств, подаче краткой декларации или транспортных, коммерческих и иных документов, если они содержат сведения, подлежащие указанию в краткой декларации. Краткая декларация подается перевозчиком. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком на подачу краткой декларации, таковым для таможенных целей является водитель или иное физическое лицо управляющее транспортным средством.

Проанализированные выше процедуры в Таможенном  кодексе РФ рассматриваются в качестве предварительных операций, предшествующих основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Такие операции при осуществлении таможенного контроля направлены на недопущение ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее запрещенных товаров и транспортных средств, их идентификацию и призваны облегчить и ускорить производство таможенного оформления.

Технология таможенного контроля с применением грузовой таможенной декларации. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых актами законодательства Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному органу Российской Федерации.

При перемещении партии товаров стоимостью 100 экю включительно, и в отношении которых не взимаются таможенные пошлины и налоги, не применяются меры экономической политики, декларирование осуществляется путем предоставления в таможенные органы письменного заявления, составленного в произвольной форме, с указанием сведений о лице, перемещающем товары, декларациях, товарах, включая их код, наименование, количество, описание, стоимость, их режимах.



1 Основы таможенного дела: Учеб. пособие в VII вып. Вып. IV: Правовое регулирование таможенного дела/Ю.В. Воробьев; Под общ. ред. В.А. Максим-цева. М. I99S.

В качестве таможенной декларации могут также использоваться транспортные, товаросопроводительные, коммерческие и иные документы. Однако основным документом, используемым для декларирования товаров и транспортных средств, является грузовая таможенная декларация (ГТД)1 .

Грузовая таможенная декларация — официальный документ, используемый для выполнения таможенных формальностей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, при изменении таможенного режима, под который помещаются товары и транспортные средства. ГТД используется при таможенном оформлении товаров, в отношении которых взимаются таможенные пошлины и налоги, товаров, к которым применяются меры экономической политики (лицензирование и др.), а также товаров, таможенная стоимость партии которых превышает сумму, эквивалентную 100 экю.

Сведения, содержащиеся в ГТД, являются исходными данными для формирования таможенной статистики внешней торговли. ГТД может быть вещественным доказательством по делам о нарушении таможенных правил, а также по уголовным делам. ГТД служит целям таможенного обложения. При этом необходимо отметить, что ГТД несет и контрольные функции.

Введение ГТД в значительной степени упрощает выполнение таможенных формальностей, уменьшает и сокращает объем документооборота, позволяет вести автоматизированную обработку данных, содержащихся в ней.

За время работы по таможенному оформлению с применением ГТД таможенными органами был накоплен большой опыт. Так, приказом ГТК РФ от 25 апреля 1994 г.№ 162 введена в действие в целях реализации положений Таможенного кодекса РФ новая «Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации».



1 В СССР ГТД была введена в практику таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу, с I апреля 1989 г. и более широко стала применяться с I сентября 1989 г. по приказу ГУГТК СССР от 18 августа 1989 г. № 137. За основу был принят бланк ЕАД (единого административного документа), используемый в странах ЕС и ЕАСТ.

 Инструкция определяет порядок заполнения ГТД на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ в соответствии с таможенными режимами экспорта и выпуска для свободного обращения1. Также приказ ГТК РФ от 5 июля 1994 г. № 343 «О внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты ГТК России по вопросам декларирования» устанавливает порядок заполнения ГТД при помещении товаров под режимы: таможенного склада; реимпорта; отказа в пользу государства; временного ввоза— вывоза; при помещении товаров на таможенный склад, владельцем которого является таможенный орган РФ; магазина беспошлинной торговли; реэкспорта; переработки вне таможенной территории; переработки под таможенным контролем; переработки на таможенной территории; транзита.

Товары, помещаемые под режим уничтожения товаров, декларируются согласно приказу ГТК РФ от 18 мая 1994 г. № 2032. Кроме того, для отдельных категорий товаров существует свой порядок заполнения ГТД3.

Товары декларируются и предъявляются к таможенному оформлению таможенному органу, в зоне деятельности которого находится отправитель или получатель этих товаров или их производственные подразделения, а также иным таможенным органам.

Транспортные средства, перевозящие товары, декларируются одновременно с товарами, за исключением морских, речных и воздушных судов, которые декларируются в порту или аэропорту прибытия на таможенную территорию РФ, либо в порту или аэропорту отправления с таможенной территории РФ.

Порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируются при пересечении таможенной границы РФ.



1 См.: Российские вести. №123. 1994.
2 См.: Российские вести. № 133. 1994.
3 Например, при оформлении товаров, являющихся гуманитарной помощью, при ввозе-вывозе иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками и др.

Таможенная декларация подается в сроки, установленные Государственным Таможенным Комитетом Российской Федерации. При этом срок подачи ГТД не может превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств, перевозящих товары таможенному органу РФ. Этот срок может исчисляться с любого момента, определяемого ГТК РФ. Однако пока этот срок Комитетом не установлен, сроком подачи декларации является 15-дневный срок, исчисляемый с даты представления товаров и транспортных средств, перевозящих товары, таможенному органу. Под представлением товаров и транспортных средств для целей исчисления срока подачи таможенной декларации понимается операция предварительного таможенного оформления, предусмотренная ст. 142 Таможенного кодекса РФ.

Следует иметь в виду, этот срок определяет также сроки представления таможенному органу документов, необходимых для таможенных целей, представлением которых должна сопровождаться подача таможенной декларации. Однако для представления недостающих документов таможенный орган может устанавливать срок, не имеющий ничего общего со сроком подачи таможенной декларации1.

Принятие ГТД для таможенного оформления и контроля является отдельной операцией, которая производится до начала проверки сведений, заявленных в ГТД, и осуществляется в соответствии с приказом ГТК РФ от 28 ноября 1994 г. №624.

Эти операция производится в отделах таможенного оформления и контроля должностными лицами, специально уполномоченными письменным решением начальника таможни. В момент подачи ГТД декларируемые товары должны находиться на складе временного хранения или под контролем такого склада.

Подача декларантом грузовой таможенной декларации, заполненной в соответствии с заявленным таможенным режимом должна сопровождаться представлением документов, удостоверяющих полномочия декларанта на подачу ГТД от



1 Основы таможенного дела: Учеб. пособиев VII вып. Вып. II: Организация и технология таможенного контроля / Науч. ред. А.Г. Васильев, Е.Ф. Галан-жин. А.Ф. Ленартович. М. 1995.

собственного имени; транспортных документов, подтверждающих факт перемещения товаров; декларации таможенной стоимости (ДТС); документа контроля за доставкой товаров (ДКД); ксерокопии паспорта сделки, заверенной уполномоченным банком в установленном порядке; документов, подтверждающих уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных платежей и т.д. При этом декларант может при подаче ГТД представить дополнительные документы, которые могут быть использованы для таможенных целей1.

Представляемые документы вносятся декларантом в специальную опись документов, прилагаемых к ГТД. Опись составляется в 2 экземплярах.

При выполнении всех вышеперечисленных условий ГТД принимается к таможенному оформлению. Ей присваивается номер, который проставляется в правом верхнем углу описи, и ГТД регистрируется в Журнале регистрации грузовых таможенных деклараций.

Инспектор, производящий таможенное оформление, вправе потребовать от декларанта представления дополнительных документов, необходимых для таможенных целей. Перечень таких документов устанавливается таможенными органами исходя из целей таможенного контроля товаров и транспортных средств и доводится до декларантов и иных заинтересованных лиц в письменном виде.

С момента регистрации ГТД становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. После регистрации ГТД категорически запрещается ее передача декларанту или иному лицу, не являющемуся должностным лицом таможенного органа, до окончания таможенного оформления.

Все изменения, дополнения и изъятия таможенных деклараций могут производиться только до начала проверки ГТД, досмотра товаров и транспортных средств, а также до установления таможенным органом Российской Федерации недостоверности указанных в ГТД сведений.



1 Примером таких документов может служить сертификат происхождения товаров.

Должностные лица таможенных органов РФ не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнить письменную таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением сведений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ, а также кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если сведения в некодирован-ном виде содержатся в ГТД.

Принятая ГТД, электронная копия и документы с прилагаемой описью передаются для производства таможенного контроля.

На первом этапе производится формальнологический контроль сведений, заявленных в ГТД, а также проверка правильности заполнения товаротранспортных документов и соответствия указанных в них сведений тем сведениям, которые оговариваются в договоре (контракте) и других документах, представленных к таможенному оформлению вместе с ГТД в соответствии с заявленным таможенным режимом и наименованиями товаров. Осуществляется контроль за достоверностью и полнотой сведений, указанных в ГТД для целей идентификации товара. При необходимости проверяются сведения, касающиеся нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (лицензирование, сертификация, разрешения других государственных органов и т.д.).

На втором этапе производится проверка правомерности осуществления платежно-расчетных операций в иностранной валюте банковскими учреждениями, указанными в ГТД, контроль за соблюдением участниками ВЭД валютного законодательства, проверка (при наличии) оформления паспорта сделки, проверка определения платежной стоимости.

На третьем этапе контроля проводится проверка правильности начисления таможенных платежей, правомерность предоставления преференций по платежам, факт поступления платежей на соответствующие счета таможни.

Четвертый этап контроля заключается в проверке правильности заполнения ГТД с помощью специализированных компьютерных программ, а при отсутствии компьютерной техники — визуально, для проверки сведений, на основании которых формируется таможенная статистика.

На пятом этапе контроля принимается решение о проведении досмотра товара. Досмотр осуществляется сотрудниками, специально выделенными для этих целей. Досмотр товаров производится на основании сведений, содержащихся в товаросопроводительных и транспортных документах.

После завершения всех этапов контроля руководитель отдела либо сотрудник им уполномоченный проставляет в ГТД и товаросопроводительных документах штамп «Выпуск разрешен» и заверяет этот штамп и номер ГТД в правом верхнем углу грузового документа личной номерной печатью.

По завершении всех этапов контроля комплект ГТД и прилагаемые документы передаются не позднее следующего дня должностным лицом, осуществляющим выпуск товаров, должностному лицу, ответственному за прием и регистрацию ГТД. Этот сотрудник распределяет экземпляры ГТД, за исключением возвратного экземпляра декларанта (как правило, сразу же после выпуска вручается уполномоченному лицу декларанта либо представителю лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров), а также экземпляра, направляемого с вывозимыми товарами.

Существует ряд таможенных режимов (временный ввоз-вывоз, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, реэкспорт), при помещении товаров, под которые необходимо вести контроль факта пересечения этими товарами границы, сроков ввоза-вывоза товаров и др. В этих случаях ГТД держится под особым контролем в течение срока действия соответствующего режима.