ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

I. Понятие валютного контроля

Почти все страны, занимающие лидирующее место в мировой экономике, на пути к этому использовали политику ограничений на движение капиталов и иных валютных операций, в первую очередь направленных на недопущение оттока валютных ценностей.

С началом экономических преобразований в нашей стране также появилась необходимость валютного регулирования зарождающихся рыночных отношений.

Валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

Валютное регулирование имеет сложную структуру и базируется на властных предписаниях государства, основа которых — законодательные, административные, экономические и организационные меры, направленные на установление такого порядка проведения валютных операций, который обеспечивал бы защищенность национальных интересов России в валютной сфере от внутренних и внешних угроз.

Нормативной основой для формирования валютного рынка России явился Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», введенный в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 9 октября 1992 г., а также:

Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1991 г. № 335 «О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 г.»;

Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин»;

постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка»;

инструкция Центрального банка Российской Федерации от 29 июня 1992 г. «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки».

В указанных актах и были заложены основные направления валютного контроля, как части механизма обеспечения валютной безопасности России :

1) контроль за соответствием проводимых валютных операций действующему валютному законодательству Российской Федерации;

2) контроль за выполнением обязательств резидентов перед государством по репатриации в Российскую Федерацию доходов от внешнеэкономической деятельности и деятельности за пределами Российской Федерации, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

У) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

4) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

5) анализ данных учета, отчетности и статистической информации по валютным операциям в целях совершенствования действующей системы валютного регулирования и валютного контроля.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и агентами валютного контроля, перечень которых установлен законодательством. В их число таможенные органы первоначально не входили. Однако практика показала, что организация действенного контроля за операциями, связанными с внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов, без участия таможенных органов невозможна. Таможенным кодексом был расширен перечень органов и агентов валютного контроля.

В соответствии с ч.1 ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации Государственный таможенный комитет Российской Федерации является органом валютного контроля. Таможенные органы этой же статьей определены агентами валютного контроля, подотчетными ГТК России.

Законодательством Российской Федерации на таможенные органы возложен контроль за:

полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров;

обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;

эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;

законностью операций неторгового характера — перемещением через таможенную границу России валюты Российской Федерации и валютных ценностей;

соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок, в пределах своей компетенции:

Необходимо отметить слабую разработку теоретических положений, направленных на решение проблемы безопасности в сфере валютных отношений при сложившемся внешнеэкономическом механизме, а также существование значительных пробелов в нормативном правовом регулировании этих отношений, отдельных сторон организации и деятельности системы валютного регулирования и валютного контроля в целом.

Формирование адекватной нормативной правовой базы по осуществлению валютного контроля предполагает создание условий для возможности предупреждения и пресечения таможенными органами правонарушений, совершаемых любыми лицами в ходе проведения ими как валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу России, так и перемещением валютных ценностей, а также для обеспечения возврата незаконно вывезенного из страны капитала.

Валютный контроль является одной из важных функций, выполняемых российской таможенной службой. В настоящий момент эта сфера контроля методически и технологически организована как таможенно-банковский валютный контроль (далее — ТБВК).

ТБВК представляет собой совокупность операций, осуществляемых таможенными органами и уполномоченными банками с одной стороны при осуществлении таможенного контроля, с другой — при выполнении международных расчетов в иностранной валюте. Технологически контроль основан на сопоставлении и анализе данных о перемещении товаров через таможенную границу и связанным с этим движением средств на счетах участников внешнеэкономической деятельности (далее — участников ВЭД).

Таможенно-банковский валютный контроль как единая система, имеющая определенную структуру, технологию и информационные связи, существует в Российской Федерации с 1994 г., когда организацией контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров было положено начало ее формирования. В дальнейшем (1995 г.) система получила функцию контроля обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. С ноября 1996 г. на существующей технологической основе обработки информационных потоков, с целью осуществления мер государственного регулирования, начат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.

Любая технология — это совокупность операций и условий их выполнения. Поэтому определение перспектив развития технологий необходимо и возможно лишь в связи с задачами, для решения которых они предназначены и с учетом инфраструктуры, в которой они реализуются.

Характеристика достигнутого уровня развития системы ТБВК может быть дана по основным составляющим:

нормативно-правовая база;

исполнители в таможенных органах;

содержание технологий;

распределение функций и компетенции таможенных органов в соответствии с этапами контроля;

количественные показатели ТБВК и анализ результатов действия системы.

Непосредственная реализация процедур валютного контроля в таможенных органах возложена на Управление валютного контроля ГТК России (далее — УВК), отделы валютного контроля либо группы валютного контроля, входящие в состав отделов таможенной стоимости и валютного контроля (ОТС и ВК) таможенных органов, и на должностных лиц отделов таможенного оформления, в обязанности которых входит осуществление валютного контроля при таможенном оформлении.

Кроме того, в связи с высокой степенью автоматизации ТБВК, в целях использования современных информационных технологий в структуре ГНИВЦ ГТК России создана специальная группа валютного контроля.

Выполнение функций по осуществлению валютного контроля, в том числе и в рамках ТБВК, регламентировано приказом ГТК России от 29 декабря 1995 г. № 796 «О распределении компетенции по контролю таможенной стоимости и валютному контролю». Введение разграничения полномочий между таможенными органами позволило повысить управляемость структурных подразделений, четко определить объемы и пределы их ответственности как при выполнении операции, связанных с обеспечением функционирования технологий таможенно-банковского контроля, так и при принятии решений о применении к нарушителям установленных мер воздействия.

Для оперативной оценки эффективности работы таможенных органов по валютному контролю УВК была разработана система показателей, регулярно получаемых из региональных таможенных управлений (далее — РТУ) и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России.

Важнейшей составной частью ТБВК является этап проверки сведений, полученных из уполномоченных банков. Такая работа, например, в отношении валютных операций По экспорту товаров, организована следующим образом:

УВК на основании анализа центральной базы данных алютного контроля выявляет экспортные отгрузки товаров, Валютная выручка от экспорта которых по информации уполномоченных банков не поступила на счета экспортеров;

УВК направляет в таможенные органы поручения на проведение проверок поступления выручки по данным отгрузкам;

таможенные органы проводят проверки под методическим руководством УВК;

УВК собирает информацию о результатах проведенных проверок в центральную базу данных валютного контроля.

Статистический материал, полученный в результате действия ТБВК, позволяет использовать имеющуюся информацию не только для текущих технологических целей, но и для формирования некоторых общих оценок действия системы и ее эффективности.

Формируется заимодействие ГТК России с другими ведомствами, органами государственного управления, контрольными органами по вопросам, требующим привлечения информации, получаемой таможенными органами в процессе валютного контроля:

ГТК России регулярно использует данные ТБВК для подготовки соответствующих материалов Правительству Российской Федерации, министерствам и ведомствам;

происходит активное взаимодействие с Банком России по вопросу формирования платежного баланса Российской Федерации, данные для которого в значительной мере основаны на показателях ТБВК;

определяется место Федеральной службы налоговой полиции России в использовании данных ТБВК;

данные ТБВК периодически запрашиваются судебными, правоохранительными органами.

В соответствии с указанием ГТК России от 7 августа 1997 г. №01-14/1062 осуществляются сбор, обработка и направление информации в налоговые органы о выявленных фактах наличных расчетов российских юридических лиц по внешнеторговым контрактам.

Однако следует отметить и некоторые негативные моменты, существенно влияющие на эффективность применения системы ТБВК, которые можно разделить на технологические, организационные, методологические, правовые. Технологические:

наличие значительного количества ошибок при оформлении в таможенных органах информации для целей ТБВК, вследствие чего определенная доля операций оказывается вне контроля, либо контроль реализуется с задержками во времени;

наличие фактов неисполнения обязанностей по информационному взаимодействию со стороны уполномоченных банков; Так, например, банками не идентифицировано поступление валютной выручки от поставок товаров на экспорт в 1995, 1996 гг. на общую фактурную стоимость 1,5 млрд. долл. США. Этим соответствующие экспортные операции выведены из нормального технологического цикла валютного контроля.

наличие в'реализации ТБВК некоторых «узких мест», которые приводят к снижению оперативности обмена информацией с банками, и, в конечном итоге, влияют на достоверность информации о возможных нарушениях на дату завершения срока текущих валютных операций (контрольные сроки возврата учетных карточек, порядок корректировки данных). Организационные и методологические: недостаточно активная роль РТУ в организации и осуществлении ТБВК;

критическое состояние с кадровым обеспечением подразделений таможенных органов, осуществляющих функции валютного контроля;

неполный охват системой ТБВК внешнеторговых операций в связи с особенностями вида и происхождения товара, контракта и т.д. (например, товары, происходящие и ввозимые из стран СНГ при импорте, контракты в счет погашения и предоставления государственных кредитов, товары, декларируемые путем представления деклараций, заполненных в упрощенном порядке и др.);

отсутствие унифицированных механизмов валютного контроля в рамках Таможенного союза, что создает предпосылки для неконтролируемой утечки капиталов;

незавершенность регламентации информационного взаимодействия при осуществлении ТБВК между ГТК России и Банком России, а также с ВЭК России и, в свое время, с МВЭС России (Минторгом России);

недостаточная эффективность завершающего этапа ТБВК — проведение проверок участников ВЭД и применение мер воздействия к нарушителям;

недостаточное использование информации ТБВК в других технологиях, реализуемых таможенными органами. Правовые:

отставание нормативной правовой базы, не позволяющее реализовать технологию ТБВК на ряде направлений (операции нерезидентов, контроль сделок с расчетами в валюте Российской Федерации);

отсутствие правовой основы для применения таможенными органами санкций за необоснованные платежи в иностранной валюте при импорте товаров, выявленные в процессе ТБВК;

необходимость доработки правовых актов, регламентирующих контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.

Ключом к реализации потенциальных возможностей ТБВК, в первую очередь, служит дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, определяющей принципы валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности государственных органов, осуществляющих такой контроль.

Работа в данном направлении ведется, подготовлен проект новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, ГТК России участвует в подготовке проектов других актов законодательства, затрагивающих проблемы валютного контроля.

В настоящее время с учетом прогнозируемых перспектив развития ТБВК, можно сформулировать следующие конкретные предложения, реализация которых позволила бы значительно повысить эффективность действия валютного контроля:

дальнейшее развитие законодательства, имеющее целью распространение контроля на все виды договоров (в т.ч. предусматривающих частичные расчеты с использованием денежных или иных платежных средств);

введение финансовой ответственности перед государством уполномоченных банков за непоступление оплаченного товара (гарантия валютного контроля);

расширение сферы действия валютного контроля за валютные операции нерезидентов при осуществлении ими производственной и иной деятельности (в том числе и внешнеторговой) на территории Российской Федерации;

установление предельных сроков (по аналогии с текущими валютными операциями), в течение которых должны быть осуществлены расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации;

расширение сферы действия ТБВК за счет охвата неконтролируемых в настоящее время операций, распространение технологии ТБВК на сделки с расчетами в валюте Российской Федерации;

совершенствование ТБВК в случаях открытия лицами на основании лицензий Банка России валютных счетов за рубежом;

реализация возможности применения таможенного законодательства по фактам авансовых платежей, не подтвержденных своевременными поставками товаров;

продолжение работы по усовершенствованию ТБВК путем распространения ее действия на все виды таможенных режимов и возможного включения в него расчетов по экспорту/импорту услуг (по крайней мере, в части мониторинга указанных внешнеторговых операций), а также, в последующем — расчетов в валюте Российской Федерации.

Создание и развитие Таможенного союза, а также процессы экономической интеграции в рамках СНГ выдвигают шдачу организации эффективного валютного контроля в связи с перемещением товаров через границы с этими государствами.

Окончательное решение проблем валютного контроля в торговых отношениях со странами СНГ возможно только на  основе унификации валютного, налогового и таможенного  законодательства стран Содружества. В целях реализации положений Основ таможенных законодательств государств- участников СНГ подготовлен проект межправительственно-' го Соглашения «О единых принципах осуществления таможенно-банковского валютного контроля».

Цель Соглашения — объединить усилия таможенных [служб и национальных банков в предотвращении и пресечении нелегальной утечки капиталов из государств Содружества. В документе предусмотрены технологии ТБВК, основанные на сопоставлении информации таможенных органов о движении товаров с информацией банков о движении денежных средств, а также унификация банковских и таможенных документов, которые являются основанием для перемещения валютных ценностей через таможенные границы.

Унификация законодательств и принятие Соглашения  будут способствовать снижению возможностей для совершения нарушений «на стыке» законодательств и повышению Эффективности работы по предотвращению и пресечению нарушений благодаря использования единых технологий и информационного обеспечения этой работы.

Значительные перспективы повышения эффективности ТБВК имеются и в направлении совершенствования взаимодействия с государственными контролирующими органами, включая органы валютного контроля, другими заинтересованными ведомствами. Планируется заключение соответствующих соглашений с Банком России, Минторгом России, развитие действующего соглашения с ВЭК России, прорабатываются предложения по взаимодействию с ФСНП России в части использования информации, полученной при осуществ лении ТБВК для привлечения к уголовной ответственности  лиц, виновных в сокрытии валютных средств.