2. Правовое регулирование осуществления таможенными органами валютного контроля за экспортно-импортными операциями

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации.

Как уже отмечалось, основополагающим законодательным актом, определяющим принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении валютных ценностей, ответственность за нарушение валютного законодательства, является Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».

В этом разделе рассмотрим только те положения Закона и иных нормативных правовых актов, которые непосредственно касаются компетенции таможенных органов при осуществлении валютного контроля за экспортно-импортными операциями.

Закон состоит из 3 разделов и 15 статей.

В ст. 1 Закона даны основные понятия, которые в этом же значении используются практически во всем остальном валютном законодательстве. Их единообразное понимание очень важно для исключения возможности их различных трактовок субъектами валютных правоотношений, особенно при возникновениях спорных ситуаций.

В контроле за исполнением резидентами положений ст.5 Закона таможенные органы участвуют непосредственно. Именно на таможенные органы возложена обязанность контролировать возврат валютной выручки на счета экспортеров в уполномоченных банках в России, обеспечение возврата валюты импортерами-резидентами при соответствующих изменениях в заключенных ими внешнеторговых контрактах и обоснованности вывоза резидентами наличной иностранной валюты на свои счета в банках за пределами России.

Положениями ст. 10 Закона таможенные органы руководствуются в своей работе ежедневно, причем, как прямо, так и опосредованно. Даже такая, на первый взгляд, не относящаяся к их компетенции норма, как контроль за выполнением

резидентами обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России, может быть реализована иными органами и агентами валютного контроля только после обеспечения таможенными органами в ходе таможен-но-банковского валютного контроля возврата такой валюты в Россию. Проверку же полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации таможенным органам приходится осуществлять на основании ст. 186 и 345 ТК России в рамках проводимых ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц.

Хотя Закон был издан еще в 1992 г., изменения в него вносились лишь дважды. Первый раз это было сделано Федеральным законом «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»1, который ст. 20 отнес к валютным операциям расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации, а также сократил срок текущих валютных операций со 180 до 90 дней, за исключением получения и предоставления кредитов. Этой же статьей установление порядка осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации отнесено к компетенции Банка России, а порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) предписано установить Правительству Российской Федерации по согласованию с Банком России в течение трех месяцев со дня вступления в силу упомянутого закона. По состоянию на середину июля 1999 г. такой порядок еще не установлен.

Второй случай дополнения Закона рассмотрим ниже.

Следующим в порядке хронологии нормативным правовым актом регулирующим вопрос, является Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных платежей»2.

Нормы этого Указа очень важны, так как в практике применения арбитражными судами таможенного и валютного законодательства неоднократно возникал вопрос, является ли нерепатриация валютной выручки за экспортируемые товары нарушением таможенного законодательства и в соответствии с каким законодательством (таможенным или валютным) лица должны нести ответственность за такие правонарушения.



1 Российская газета. 31 декабря 1998 г.
2 Российская газета. 18 июня 1992г.
 

Статья 98 ТК России предусматривает в качестве обязательного условия экспорта товаров выполнение требований, установленных этим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.

Пункт 8 Указа Президента Российской Федерации и содержит одно из таких требований — обязательное зачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Банком России.

Этим же Указом была установлена ответственность юридических лиц за невыполнение такого требования и определены государственные органы, в чью компетенцию входит привлечение лиц-нарушителей к ответственности. Вместе с тем введенный в действие 21 июля 1993 г. ТК России вопросы, связанные с ответственностью за нарушение валютного законодательства, являющего одновременно нарушением таможенных правил, регулирует по-иному. Его ст. 201 прямо установлено, что в этих случаях ответственность наступает в соответствии с ТК России.

Непоступление валютной выручки в уполномоченный банк, либо поступление ее в неполном объеме или с нарушением сроков, рассматривается таможенными органами как несоблюдение требований таможенного режима экспорта товаров, что является нарушением таможенных правил. Санкции за указанные действия предусмотрены ст. 273 ТК РФ и выражаются в наложении штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.

Вместе с тем диспозиция ст. 273 ТК РФ сформулирована обобщенно, применительно ко всем таможенным режимам без указания конкретных требований и условий, которые включены в содержание того или иного таможенного режима. Это обстоятельство в ряде случаев служит причиной несогласия экспортеров с действиями таможенных органов, применяющих предусмотренные ст. 273 ТК РФ санкции в случаях незачисления валютной выручки на счета экспортеров в уполномоченных банках.

Действительно, указанная статья рассматривает как нарушение таможенных правил проведение операций с товарами и транспортными средствами, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими не в соответствии с их таможенным режимом, а равно несоблюдение иных ограничений, требований и условий таможенного режима.

Кроме того, экспортеры, обжалуя действия таможенных органов, обосновывают свою позицию отсутствием прямого указания в ТК РФ на необходимость репатриации валютной выручки, в частности, в ст. 98 ТК РФ «Требования при экспорте товаров». Однако данная статья содержит отсылку не только к ТК РФ: экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.

Внешнеторговая фирма «С-ль» обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском о признании недействительным постановления Жуковской таможни по делу о признании фирмы совершившей нарушение таможенных правил, предусмотренных ст. 273 ТК РФ, и о наложении дополнительной меры взыскания в виде взыскания стоимости части товара, являющегося непосредственным объектом правонарушения, валютная выручка от экспорта которого в размере 643 490 долл. США не поступила на валютный счет экспортера в уполномоченном банке.

Решением от 5 февраля 1998 г., оставленным без изменения постановлением от 29 апреля 1998 г. апелляционной инстанции, Арбитражный суд Московской области клонил исковые требования истца, поскольку правомерность действий таможни подтверждается заключением Министерства внешнеэкономических связей и торговли России.

Оставляя судебные акты суда первой и апелляционной инстанции без изменения, Федеральный арбитражный суд указал на необходимость при экспорте товаров соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.

Меры экономической политики и другие требования в отношении экспорта товаров предусмотрены, в частности, Указом Президента РФ «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» от 18 августа 1996 г. № 1209, согласно п.7 которого при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговым сделкам (включая бартерные сделки) в соответствии с таможенным режимом экспорта, зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке является требованием таможенного режима экспорта товаров.

Из текста п.7 Указа Президента РФ видно, что требование о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки обязательно при экспорте любых товаров независимо от формы внешнеэкономической сделки.

В приказе ГТК РФ от 24 июля 1995 г. № 467 «О порядке применения нормы права, установленной ст. 273 ТК РФ установлено, что при вывозе товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта следует исходить из того, что обязательное перечисление на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от их экспорта в определенные законодательством сроки является требованием таможенного режима экспорта. Это означает, что таможенный режим экспорта может быть завершен только после зачисления валютной выручки от экспорта товаров.

В связи с этим Жуковская таможня, осуществляя таможенный контроль за проведением экспортных операций, установив недополучение валютной выручки, применила к истцу санкцию ст. 273 ТК РФ за несоблюдение ограничений, требований и условий таможенного режима экспорта.

Санкцией ст. 273 ТК РФ предусмотрено взыскание стоимости товаров, что и было сделано таможенным органом,

при этом размер стоимости исчислен исходя из заявленных самим экспортером в паспортах сделки и грузовых таможенных декларациях сумм, а также экспертного заключения МВЭС России.

В следующем деле спорный вопрос заключался не только в своевременном зачислении валютной выручки, но и в правильном применении норм права. Постановлением от 29 июля 1998 г. Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил принятые с неправильным применением норм процессуального права решение от 24 марта 1998 г. и постановление от 25 марта 1998 г. арбитражного суда г.Москвы. Указанными судебными актами были отклонены исковые требования РАО «Г-м» о признании недействительным постановления Энергетической таможни от 20 августа 1997 г. о признании РАО «Г-м» совершившим нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 273 ТК РФ. Постановлением Энергетической таможни была определена санкция в виде взыскания стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом правонарушения, в размере 2 738 509 135 руб. или 483 664,63 долл. США.

Суд первой и апелляционной инстанций посчитал, что материалами дела подтвержден факт незачисления истцом на транзитный валютный счет в уполномоченном банке валютной выручки от экспорта природного газа. Федеральный арбитражный суд Московского округа не согласился с судом первой и апелляционной инстанций и указал следующее.

Между Правительствами Российской Федерации и Украины заключено Соглашение от января 1994 г. по экспорту российского природного газа на Украину и его транзиту через территорию Украины в Европейские страны, в соответствии со ст. 14 которого стороны согласились, что в счет погашения задолженности Украины за поставляемый газ Украинская Сторона осуществит проектирование и строительство жилых домов в комплексе с объектами социальной сферы и инженерным обеспечением на территории России, а также строительство, приобретение жилых домов на территории Украины и передачу их в собственность РАО «Г-м» для заселения работниками газовой промышленности, проработавшими в районах Крайнего Севера России 10 и более лет.

На основании поручения, содержащегося в ст.5 межправительственного Соглашения, РАО «Г-м» и АО «У-м» подписали контракт от 19 декабря 1994 года об объемах и условиях поставки природного газа Украине и транзите газа через территорию Украины в 1995 г., в который включены условия о погашении задолженности АО «У-м» в порядке, предусмотренном ст. 14 межправительственного Соглашения от 8 января 1994 г.

Согласно п. 3 ст. 11 АПК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В связи с этим при принятии постановления от 20 августа 1997 г. таможенный орган в соответствии со ст. 6 ТК РФ должен был применять правила международного договора и учитывать экспертные заключения МВЭС РФ о признании частично обоснованным недополучение валютной выручки на сумму 967,3 млн. долл. США.

В практике возникают определенные вопросы, связанные с субъективной стороной ответственности при незачислении валютных средств на счета резидентов.

ТК РФ признает в качестве субъектов нарушения таможенных правил не только граждан и должностных лиц, но и юридические лица, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Физические лица и должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил при наличии их вины, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по неосторожности.

Иначе решается вопрос об ответственности юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица: в соответствии со ст.231 ТК РФ они несут ответственность за нарушение таможенных правил за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы. Иными словами, юридические лица и предприниматели без образования юридического лица несут ответственность за нарушения таможенных правил и при отсутствии вины, на что не всегда обращается внимание арбитражными судами.

Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил решение арбитражного суда г. Москвы и передал его на новое рассмотрение в первую инстанцию суда как недостаточно обоснованное. По данному делу ОАО «Ч-ть» обратилось в .арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления от I ноября 1995 г. Энергетической таможни о нарушении таможенных правил с признанием истца совершившим правонарушение, квалифицируемое по ст.273 ТК РФ, и наложением взыскания в виде штрафа в размере 100% стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения, что составляет 12 569 197,85 долл. США.

Решением от 21 мая 1998 г. арбитражный суд г.Москвы удовлетворил исковые требования истца, т.к. таможня не доказала, что истцом умышленно не получена выручка от экспорта товара, в то время как решением Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП удовлетворены требования истца о взыскании с инофирмы «В-р Т-r ЛТД» задолженности за отгруженную нефть.

В апелляционной инстанции решение суда не проверялось. Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил указанное решение по следующим основаниям.

Согласно п.6.10 Инструкции ЦБ РФ № 19, ГТК РФ № 01-20/10283 от 12 октября 1999 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» в случаях, когда валютная выручка от экспорта товаров поступает в Банк в неполном объеме или с нарушением срока, экспортер имеет право обратиться в МВЭС России или уполномоченные МВЭС России органы для получения письменного подтверждения обоснованности недополучения или задержки получения им валютной выручки от экспорта товаров либо представить в Банк письменное подтверждение Банка России об освобождении его от обязательного зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации.

Полученное в установленном порядке положительное экспертное заключение МВЭС России об обоснованности недополучения или задержки получения валютной выручки от экспорта товаров является основанием освобождения экспортера от ответственности.

Поскольку в заседании суда кассационной инстанции представлена надлежащим образом заверенная копия решения от 20 августа 1996 г. делу № 12-208 «а» по спору между теми же сторонами о том же предмете, в котором содержится ссылка на экспертное заключение МВЭС, решение суда должно подлежать отмене с передачей дела на новое рассмотрение для оценки указанного экспертного заключения с целью выяснения наличия основания для вывода об обоснованности неполучения истцом валютной выручки от экспорта нефти.

Вывод суда о возможности привлечения юридического лица к ответственности за нарушение таможенных правил лишь при наличии вины противоречит ст. 231 ТК РФ. Поскольку в соответствии со ст. 231 ТК РФ юридические лица несут ответственность за нарушение таможенных правил вне зависимости от их вины, таможенному органу не требуется доказывать наличие умысла в их действиях.

Юридические лица освобождаются от ответственности за нарушение таможенных правил только в случаях, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы, однако неисправность должника по договору к непреодолимой силе не относится.

Перечисленные выше арбитражные споры связаны с различными аспектами соблюдения требований зачисления валютной выручки при режиме экспорта. Практика разрешения арбитражными судами этой категории дел весьма противоречива, несмотря на то, что Высший Арбитражный Суд РФ, проанализировав практику в этой сфере, признал применение мер ответственности по ст. 273 ТК РФ правомерным. В связи с этим было бы целесообразным еще раз проанализировать как практику наложения взысканий таможенными органами на экспортеров в случае незачисления валютной выручки, так и арбитражную практику по рассмотрению этой категории дел и, в случае необходимости, внести изменения в действующее законодательство, направленные на единообразное и четкое понимание нормы права.

Практически каждая норма Указа Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Росийской Федерации»1 затрагивает компетенцию таможенных органов. Его п. 4 прямо предписывает ГТК России обеспечить контроль за реализацией положений названного Указа при производстве таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию России, а также при проведении таможенного и валютного контроля за такими товарами.

Устанавливая п. 1, что расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на территорию либо их вывоз с этой территории, осуществляются только через счета резидентов, заключивших сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Банком России, названный Указ дает возможность ужесточить контроль за перемещением капитала, в первую очередь из России.

Эта норма явилась хоть и запоздалым, но жизненно необходимым заслоном на пути его массового вывоза из России. Направленность этого Указа именно на обеспечение возврата капитала в Россию подтверждается п. 2 и 3, целиком посвященным регулированию импорта. Пункт второй вводит обязанность импортера ввезти ранее оплаченные товары в течение 180 дней с даты их оплаты либо вернуть денежные средства в тот же срок. Выше уже отмечалось, что в Закон внесены изменения, сокращающие этот срок до 90 дней. Указ теперь действует в части, не противоречащей Закону.

Пункт третий Указа устанавливает ответственность импортеров за нарушение его предписаний, перечисляет обстоятельства, исключающие такую ответственность, и право привлечения к ней относит к компетенции ВЭК России. Однако в нем содержится оговорка — за исключением случаев привлечения к ответственности таможенными органами в соответствии с ч. 1 ст. 201 ТК России, т.е. тех случаев, когда нарушение положений Указа являются одновременно нарушениями таможенных правил.

Весомым вкладом в дело ограничения нелегального вывоза капитала из России явился и Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»2.



1 Собрание законодательства Российской Федерации. 27 ноября 1995 г. № ' 48. Ст.4654.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 26 августа 1996 г. № 35. Ст.4141.

Установив, понятие внешнеторговых бартерных сделок, требования предъявляемые к ним, сроки их совершения и действия резидентов при превышении таких сроков, Указ ввел основной документ контроля за порядком осуществления таких сделок — паспорт бартерной сделки. Но самым существенным для таможенных органов является п. 7 Указа, относящий обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам, либо зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке при осуществлении всех внешнеторговых сделок к требованию таможенного режима экспорта товаров в соответствии со ст.98 ТК России. Контроль за исполнением требований, установленных анализируемым Указом, в части совершения бартерных сделок, предусматривающих экспорт товаров, этим же пунктом возложен на таможенные органы.

Тем самым был задействован предусмотренный ТК России механизм правового регулирования экспорта товаров, в том числе в части ответственности за его нарушение (ст. 273 ТК России), порядка привлечения к такой ответственности, порядка его обжалования и т.д.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок»1, изданное в соответствии с п.8 вышеупомянутого Указа, содержит требование, в соответствии с которым режим экспорта товаров завершается предъявлением товаров, ввезенных на таможенную территорию России, к таможенному оформлению, либо подтверждением ввоза работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачислением в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров.

Таким образом, таможенный режим «экспорт товаров» может быть завершен только после выполнения всех требований, предъявляемых к такому режиму, в том числе и требования о зачислении валютной выручки от экспорта товаров.



1 Собрание законодательства Российской Федерации 11 ноября 1996 г. № 46. Ст.5250.

Также необходимо назвать постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 207 «Об экспорте из Российской Федерации аффинированного золота и серебра, осуществляемом кредитными организациями»1 , во исполнение которого ГТК России совместно с Центральным банком Российской Федерации подготовлено и приказом ГТК России от 27 мая 1998 г. № 348 введено в действие Положение об особенностях таможенно-банковского контроля за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра (от 5 мая 1998 г. № 01-23/9094 и № 28-П).

Названное Положение устанавливает особенности оформления паспортов сделок при экспорте слитков драгоценных металлов и регулирует вопросы обмена информацией между ГТК России и Банком России.

В целях выполнения п. 3 постановления информация об объемах экспорта слитков, осуществляемого кредитными организациями, ежемесячно через отдел специальной информации ГТК России передается в Минфин и Минэкономики России.

Технологические операции ТБВК разделяются на этапы:

банковского контроля внешнеторговых договоров и иных документов;

контроля в процессе таможенного оформления;

автоматизированного контроля за поступлением валютной выручки (при экспорте) и товаров (при импорте и контроле бартерных сделок);

организации и проведения целевых проверок участников ВЭД;

применения к нарушителям мер воздействия (при экспорте).

Важнейшей составной частью ТБВК является этап проверки сведений, полученных от уполномоченных банков. Эта работа организована следующим образом:

УВК на основании анализа центральной базы данных валютного контроля выявляет экспортные отгрузки товаров, валютная выручка от экспорта которых по информации уполномоченных банков не поступила на счета экспортеров в установленные сроки;



1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 8, Ст. 958.

УВК направляет в таможенные органы поручения на проведение целевых проверок по данным отгрузкам;

таможенные органы проводят проверки под методическим руководством УВК;

информация о результатах проведенных проверок направляется в центральную базу данных валютного контроля (ГНИВЦ ГТК России).

Наиболее отработанным организационно и методологически в настоящий момент является ТБВК за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, введенный в действие с 1 января 1994 г. приказом ГТК России от 3 ноября 1993 г. № 449 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров», которым утверждена Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров от 12 октября 1993 г. № 19 Банка России и № 01-20/10283 ГТК России.

В Инструкции даны определения основных документов валютного контроля:

1) Паспорт сделки — базовый документ валютного контроля, оформляемый Экспортером в Банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля, изложенные в стандартизированной форме;

2) Учетная карточка таможенно-банковского контроля — возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления в Банки и содержащий часть сведений из грузовой таможенной декларации, необходимых банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

Действие Инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, по которым:

расчеты между резидентами Российской Федерации и нерезидентами осуществляются в валютах иных, чем валюта Российской Федерации;

хотя бы часть требований российского экспортера к иностранному покупателю будет удовлетворена платежами в

иностранной валюте, т.е. контракт предусматривает компенсацию экспортируемого товара частично платежом в иностранной валюте и частично встречными поставками товаров либо платежами в рублях;

независимо от даты заключения сделки таможенное оформление поставляемых на экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется после 1 января 1994 г., а всех остальных товаров — после 1 марта 1994 г. ПС в таких случаях оформляется обычным порядком на полную сумму контракта.

Действие Инструкции не распространяется на сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, по которым:

расчеты осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации только в валюте Российской Федерации;

не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (товарообменные и др. операции).

Действие Инструкции не распространяется на экспорт работ и услуг.

Технологию ТБВК удалось применить к значительной части экспортных отправок товаров.

За период с января 1994 г. по июнь 1996 г. по данным таможенной статистики общий объем вывоза товаров составил 181,0 млрд. долл. США. Из них валютным контролем охвачено 125,6 млрд. долл. США, что составляет 70%. Рост по годам этого показателя выглядит следующим образом: 1994 г. — 57,4%; 1995 г. — 73%; 1996 г. — 81,7%. Неохваченный валютным контролем объем вывоза определяется таможенными режимами и условиями контрактов, на которые в тот момент не распространялось действие технологии.

За период с 1996г. по октябрь 1998г. таможенно-банковс-ким контролем за полнотой поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров охвачены операции экспортеров на общую сумму 171,1 млрд. долл. США (в т.ч. за 10 месяцев 1998 г. 36,4 млрд. долл. США.).

С 1 января 1996 г. Приказом ГТК России от 14 ноября 1995 г. № 684 «Об осуществлении валютного контроля при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации» введена в действие Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, утвержденная Банком России и ГТК России 26 июля 1995 г. № 30 и 01-20/10538 соответственно, установившая систему валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Действие Инструкции распространяется на валютные операции в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами выпуска для свободного обращения и реимпорта, независимо от даты заключения внешнеторгового договора (контракта) и начала исполнения обязательств, если:

в соответствии с условиями внешнеторгового договора предусмотрены расчеты в валютах иных, чем валюта Российской Федерации;

хотя бы часть требований иностранного продавца к российскому импортеру компенсируется в виде денежных средств в иностранной валюте.

Действие Инструкции не распространяется:

при оформлении товаров в счет внешнеторговых договоров, предусматривающих оценку товаров в иностранной валюте, а оплату в валюте Российской Федерации — в случаях, установленных действующим законодательством;

при оформлении товаров в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;

при ввозе товаров на территорию Российской Федерации по договорам финансовой аренды (лизинга);

при ввозе оборудования и материалов иностранными фирмами-нерезидентами по договорам подряда на капитальное строительство объектов на территории Российской Федерации в тех случаях, когда условиями указанных договоров стоимость ввозимых товаро-материальных ценностей не определена.

Ниже приведены положения Инструкции, на которые необходимо обратить особое внимание.

Импортер обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте, а в случае непоставки товара — возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне или ее приказу, в сроки, установленные контрактом, но не позднее сроков, установленных для осуществления расчетов без отсрочки платежей по экспорту и импорту.

Оплата импортируемого товара по контракту Импортера может осуществляться только со счета Импортера в Банке Импортера и только упомянутым банком и/или банком-корреспондентом, действующим по его поручению.

После оплаты в иностранной валюте импортируемых товаров импортеру запрещается (если иное ему прямо не разрешено Банком России) до завершения таможенного оформления оплаченных товаров на территории Российской Федерации уступать третьим лицам требования, вытекающие из подписанного им импортного контракта и имеющихся у него в связи с указанным контрактом гарантий и поручительств в его пользу. Исключением из этого правила является переуступка прав требования Банку Импортера.

Банк Импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписанного Паспорта импортной сделки (Пси).

Ксерокопия Пси, заверенная ответственным лицом Банка Импортера и скрепленная его печатью, представляется декларантом в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление импортируемых товаров, одновременно с подачей ГТД на такие товары.

Необходимо учитывать, что целевые проверки по результатам контроля за импортными операциями находятся вне компетенции таможенных органов и проводятся ВЭК России. С этой целью в ВЭК России направляется предварительная информация об отсутствии ввоза товаров по произведенным авансовым платежам.

С ноября 1996 г. таможенная служба активно включилась в систему государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок, правовые основы которого были заложены Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок» и приказом ГТК России от 14 марта 1997 г. № ПО «Об особенностях осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, при совершении внешнеторговых бартерных сделок».

Упомянутым приказом установлено, что в целях осуществления валютного контроля паспорт бартерной сделки, оформленный в установленном порядке, является документом, необходимым для таможенных целей.

Правила оформления, переоформления и выдачи такого паспорта установлены Порядком оформления и учета паспортов бартерных сделок, утвержденным 3 декабря 1996 г. совместно МВЭС России № 10-83/3225, ГТК России № 01-23/21497 и Минфином России № 01-14/197 (зарегистрирован в Минюс-те России 17 декабря 1996 г. № 1213).

Несмотря на довольно большое количество актов, не все проблемы получили свое правовое разрешение.

Неохваченный ТБВК объем экспортно-импортных операций определяется таможенными режимами и условиями контрактов, на которые в настоящий момент не распространяется действие технологии. УВК ведет постоянную работу по расширению сферы действия ТБВК. Так, например, приказом ГТК России от 19 августа 1997 г. № 500 в сферу действия ТБВК включены экспортно-импортные операции, предусматривающие поставки товаров в счет государственных кредитов. В настоящее время ведется разработка технологий во исполнение новых требований законодательства в области валютного регулирования и контроля (например, по внешнеторговым сделкам с расчетами в валюте Российской Федерации, бартер в рамках смешанных договоров).