3. Нормативное закрепление порядка осуществления валютного контроля за операциями в неторговом обороте

Нормативная правовая база, регулирующая рассматриваемые в этом разделе правоотношения, пожалуй, самая сложная по своей структуре. Отправной точкой для ее уяснения является опять же Закон.

Статья Закона направлена на защиту валюты Российской Федерации, в основном, путем отнесения к компетенции Банка России установления порядка ее приобретения и использования нерезидентами Российской Федерации, порядка расчетов между резидентами и нерезидентами и порядка вывоза и пересылки из России, а также ввоза и пересылки в Россию валюты Российской Федерации и порядка перемещения через границу России ценных бумаг, .выраженных в такой валюте. Последний из упомянутых порядков должен быть установлен Банком России совместно с Минфином России и ГТК России. Однако, хотя эта норма содержится в Законе с момента его вступления в силу, до настоящего времени она не реализована. Таким образом, по общему правилу лицо, желающее переместить ценные бумаги в валюте Российской Федерации через границу России, должно получить разрешение на такое действие в Банке России, Минфине России и в ГТК России.

В этой же статье содержится норма о недействительности сделок, заключенных в нарушение положений Закона. Последствия этого содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Очень важна норма ст.2 Закона, отсылающая к иному законодательству Российской Федерации при установлении уголовной, административной и иной ответственности за совершение таких сделок. Какая именно и в каких случаях наступает ответственность, рассмотрим ниже.

Статьей 3 предусмотрены нормы о праве собственности на валютные ценности. Таможенное законодательство Российской Федерации, регулируя таможенные правоотношения, не требует участия в них собственника товаров, а делает акцент на соблюдении порядка и правил перемещения таких товаров любым лицом, должным образом уполномоченным собственником.

Для таможенных правоотношений более важна ч. 3 этой статьи, устанавливающая, что виды обязательных платежей государству в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации. Ее положения получили развитие в ч. 1 ст. 114 ТК России, позволяющей таможенным органам взыскивать дополнительно таможенный сбор за таможенное оформление товаров в размере 0,05% таможенной стоимости таких товаров.

Нормы ст. 4 Закона устанавливают право покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России в порядке, определяемом Банком России. Такой порядок Банк России определил в своих соответствующих инструкциях. Таможенных правоотношений это может касаться только в связи с необходимостью подтверждения лицами легальности приобретения иностранной валюты при ее перемещении через таможенную границу России соответствующими документами, формы которых и определены Банком России в вышеупомянутых инструкциях (например, справка ф.0406007, выдаваемая физическим лицам уполномоченными банками при покупке иностранной валюты).

Статьи 6 и 8 Закона регулируют валютные операции в Российской Федерации резидентов и нерезидентов соответственно. В них установлено общее правило — ввоз валютных ценностей в Россию разрешен всем лицам без каких либо ограничений, любым способом при соблюдении таможенных правил. Последнее означает необходимость при ввозе должным образом заявить таможенному органу, какой вид валютных ценностей перемещается через границу, в каком количестве, каким способом, и в установленных случаях уплатить таможенные платежи.

Такой порядок установлен с целью привлечения валютных ценностей в страну, их работы на укрепление внутреннего валютного рынка и экономики России в целом.

Однако практика показывает, что без создания соответствующего механизма гарантий выгодного вложения ввезенных валютных ценностей, свободного вывоза прибыли, полученной от их использования, на первое место выходит проблема удержания таких ценностей внутри страны.

В этой связи Законом более подробно регулируется порядок вывоза валютных ценностей из России. Статьей 6 Закона установлено, что физические лица-резиденты имеют право вывоза любым из установленных Законом способов такое количество валютных ценностей, которое ранее ими было ввезено в Россию. Это право должно быть подтверждено предъявляемым таможенным органам при вывозе соответствующим документом.

Вместе с тем Федеральным законом «О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»1, п. 7 ст. 6 Закона был дополнен абзацем, ограничивающим сумму единовременно вывозимой наличной иностранной валюты физическими лицами-резидентами эквивалентом 10.000 долл. США. Единовременный вывоз указанными лицами такой валюты в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10.000 долл. США, производится только при наличии разрешения Банка России.

Порядок вывоза и пересылки валютных ценностей в случаях, когда физические лица - резиденты не подтверждают источник приобретения валютных ценностей предоставлением соответствующих документов о их ввозе в Россию, и такой порядок для остальных резидентов на основании п. 7 ст. 6 Закона устанавливает Банк России совместно с ГТК России.

Статьей 8 Закона все нерезиденты также наделены правом свободно вывозить любым установленным Законом способом валютные ценности при подтверждении легальности их ввоза в Россию. Иностранную валюту, приобретенную за валюту Российской Федерации в порядке, установленном Банком России, нерезиденты также могут беспрепятственно вывезти, подтвердив таможенному органу источник ее происхождения соответствующим документом.

Упомянутый выше Федеральный закон дополнил п. 3 ст. 8 абзацем, ограничивающим возможность вывоза физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты размером, не превышающим суммы, ранее ввезенной, переведенной или пересланной в Российскую Федерацию.



1 Российская газета. № 129. 1999.

Пункт 3 ст. 8 содержит норму, позволяющую нерезидентам вывозить валютные ценности в иных случаях, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отличие от некоторых других отсылочных норм Закона, эта действительно получила свое развитие в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» (от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ)1. Статьей 10 Закона РСФСР « Об иностранных инвестициях в РСФСР» (от 4 июля 1991г. № 1545-1)2 также гарантируется беспрепятственный перевод за границу иностранной валюты, полученной в связи с осуществляемыми ими инвестициями. Правом устанавливать порядок перемещения нерезидентами валютных ценностей через таможенную границу России во всех иных случаях, кроме оговоренных выше, Закон наделяет Банк России и ГТК России.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов, ответственность за нарушение валютного законодательства, права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля, а также порядок обжалования действий должностных лиц органов валютного контроля, в основном, установлены в ст. 13, 14 и 15 Закона. При этом законодатель исходил из того, что в соответствии с самим Законом основным органом валютного контроля является Банк России. Однако имеющиеся в каждой из этих статей нормы, отсылающие к иному законодательству Российской Федерации, позволяют ГТК России и таможенным органам, с приобретением ими статуса соответственно органа и агентов валютного контроля, руководствоваться при осуществлении функций таких органов нормами ТК России, касающимися этих вопросов. Необходимо отметить, что такие нормы представлены в ТК России достаточно широко и подробно. У таможенных органов и у иных лиц практически не возникает необходимость прибегать к ст. 13, 14 и 15 Закона. Так, например, порядок обжалования постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил проводится в соответствии с гл. 49 ТК России, а обжалование действий и бездействия таможенных органов и их должностных лиц — в соответствии с разделом XIII ТК России.

Информация об обнаруженных случаях нарушения валютного законодательства, не относящихся к компетенции таможенных органов, передается ими в соответствующие органы валютного контроля в порядке, установленном в соглашениях о взаимодействии между ними.



1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № I. Ст. 18.
2 ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1008.

 Если же такие нарушения одновременно являются нарушениями таможенных привил, то обнаруживший их таможенный орган заводит дело о нарушении таможенных правил по ст. 273 ТК России. При наличии признаков контрабанды (ст. 188 УК России) И иных преступлений, производство дознания по которым Отнесено к компетенции таможенных органов, таможенный Орган в соответствии со ст. 223 ТК России возбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процеесульного законодательства Российской Федерации, проводит Неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших. Полученные материалы передаются затем по Подследственности в установленном порядке.

Глава 64 ТК России устанавливает ответственность та-[Моженных органов и их должностных лиц в случае ненад-рюжащего осуществления ими своих обязанностей.

Анализ изменений в Законе позволяет сделать вывод об кесточении государством политики валютного регулирования, направлености его на обеспечение скорейшего возврата иностранной валюты в Россию.

Однако изменения и дополнения, внесенные в Закон, не решают всех проблем, накопившихся в области валютного регулирования с момента его издания.

Так, например, с изданием Федерального закона «О драго-| Ценных металлах и драгоценных камнях» (от 26 марта 1998 г. |№ 41-ФЗ)1 практически выведены из зоны правового регулиро-[вания Закона драгоценные металлы и драгоценные камни.

При осуществлении валютного контроля таможенные ^органы руководствуются и положениями разд. VI ТК России, который называется «Валютный контроль». Небольшой объем этого раздела объясняется содержанием в нем в основном бланкетных норм, отсылающих к валютному законодательству и иным положениям ТК России.

Как уже отмечалось выше, сам Закон не относит ГТК России к органам валютного контроля. В связи с этим в ст. 198 ТК России включена норма, устанавливающая, что ГТК России является органом, а иные таможенные органы — агентами валютного контроля, подотчетными ГТК России. В компетенцию ГТК РФ входит определение функций и полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля (ст. 198 ТК РФ), что реализуется в нормативных правовых актах ГТК РФ.



1 Собрание законодательства Российской Федерации. № 13.1998. Ст. 1463.

Статья 199 ТК России устанавливает компетенцию таможенных органов осуществлять валютный контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных экономических зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в такой валюте, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Положения ст. 200 ТК России о том, что таможенные органы осуществляют валютный контроль применительно к таможенному контролю подразумевает под собой реализацию ими своих функций органа и агентов валютного контроля через требования ст. 180 ТК России. Иными словами, валютный контроль осуществляется в ходе таможенного контроля с применением установленных для последнего форм проверки должностными лицами таможенных органов документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра; учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения и т.д.

Статья 201 ТК России, устанавливая ответственность за правонарушения, выявленные таможенными органами при осуществлении валютного контроля, предписывает при обнаружении нарушений лицами валютного законодательства, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, привлекать таких лиц к ответственности в соответствии с гл. 39 ТК России. В случаях, когда нарушения валютного законодательства одновременно являются административными нарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов, ответственность наступает в соответствии с валютным и иным законодательством Российской Федерации, и при выявлении таких нарушений таможенные органы передают сведения о них в ВЭК России либо иные уполномоченные органы, по компетенции. Действия таможенных органов при выявлении уголовно наказуемых деяний частично уже были рассмотрены при анализе ст. 14 Закона. Необходимо заметить также, что ТК России содержит ст. 221, относящую ряд незаконных валютных операций и иных деяний с валютными ценностями к уголовно наказуемым деяниям. Однако данная статья, в отличие от ст. 219 ТК России «Контрабанда», не получила целостной трансформации в новом УК России. Можно говорить лишь о частичной трансформации в ст. 193 УК России.

В заключение анализа норм ТК России, регулирующих осуществление таможенными органами валютного контроля, отметим, что ст. 108 содержит бланкетную норму, отсылающую к валютному законодательству порядок осуществления перемещения через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской Федерации, ценных бумаг в такой валюте, иностранной валюты и других валютных ценностей.

Рассмотрев два основных законодательных акта, регулирующих осуществление валютного контроля таможенными органами, можно сделать вывод, что несмотря на их значимость для выполнения ГТК России и иными таможенными органами своих функций органа и агентов валютного контроля, практически и ТК России в соответствующей части, и Закон не являются актами прямого действия.

Еще одним законодательным актом, осуществляющим вышеназванное регулирование, является уже упоминавшийся Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», который в ст. 10 установил способы государственного регулирования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Среди них:

нормативно-правовая регламентация действий организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями на внутреннем и внешнем рынках; специальный учет указанных организаций и индивидуальных предпринимателей;

определение Президентом Российской Федерации порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней;

особый порядок таможенного контроля за ввозом на территорию России и вывозом с такой территории драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них.

Этой же статьей установлена государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов.

Определение порядка: лицензирования отдельных видов деятельности по обращению рассматриваемых видов товаров; совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа; учета драгоценных металлов и драгоценных камней по массе и качеству, отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных; оценки и сертификации самородков драгоценных металлов; отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий названным выше законом отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

Перечисленные положения рассматриваемого закона затрагивают компетенцию таможенных органов при осуществлении ими своих функций и в необходимой части доводятся до их сведения актами ГТК России.

Осуществление таможенными органами валютного контроля за операциями неторгового характера регулируется также Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Первый из таких актов — Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 1997 г. № 740 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросов функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов»'. Он был издан в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ)2 и детализировал порядок ввоза в Россию и вывоза из нее драгоценных камней по их видам и состоянию обработки. Так, например, Указом установлено, что реализация алмазов с особыми свойствами на внешнем рынке производится исключительно по решениям Президента Российской Федерации, а объем, условия и порядок реализации на таком рынке алмазов специальных размеров определяются его отдельными решениями.



1 Российская газета. 25 июля 1997 г.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 95. № 42. Ст 3923.
 

Экспорт с территории России частично обработанных природных алмазов вообще запрещен. Названные и иные нормы Указа установлены с учетом стратегического значения развития в России алмазодобывающей, алмазообраба-тывающей и ювелирной промышленности и направлены на ее защиту.

Рассматриваемый Указ содержит много бланкетных норм, среди них:

определение Президентом Российской Федерации порядка временного вывоза необработанных природных алмазов с территории России (п.5);

утверждение Правительством Российской Федерации порядка вывоза необработанных природных алмазов с территории России (п.6);

утверждение Правительством Российской Федерации порядка ввоза на территорию России необработанных природных алмазов (п. 11.);

установление Правительством Российской Федерации порядка вывоза с территории России бриллиантов (п. 12.).

До ноября 1999 г. ни один из названных порядков установлен не был.

Непосредственно рассматриваемой темы касается п. 7 Указа, устанавливающий, что вывоз с территории России и ввоз на такую территорию необработанных природных алмазов осуществляются только через специализированные таможенные посты. Этим же пунктом Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить порядок организации и деятельности таких постов и возложить на них обязательную проверку на соответствие сопроводительным документам всех вывозимых с территории России и ввозимых на ее территорию партий драгоценных камней, а также их регистрацию.

Аналогичная норма содержится и в п. 7 и 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 767 «О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра»1, устанавливающая, что экспорт слитков золота и серебра осуществляется через специализированные таможенные посты и предписывающая Правительству Российской Федерации до 1 октября 1997 г. обеспечить создание таких постов.

Во исполнение названных положений обоих Указов Правительство Российской Федерации 8 января 1998 т. приняло постановление № 15 «О порядке организации и деятельности специализированных таможенных постов по оформлению ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней»2.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установление порядка ввоза на территорию России и вывоза с этой территории драгоценных металлов и драгоценных камней отнесено к компетенции Президента Российской Федерации. Однако до августа 1999 г. такой порядок все еще не установлен, существует только проект Указа Президента Российской Федерации под названием «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней». С изданием названного Указа, принятием пока также существующих только в виде проектов постановлений Правительства Российской Федерации «О функциях, возлагаемых на федеральные органы исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и «Об утверждении Порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней» и разработкой в развитие содержащихся в названных проектах норм соответствующих актов ГТК России, формирование правовой базы, регулирующей перемещение таких товаров через таможенную границу будет завершено.



1  Собрание законодательства Российской Федерации. 28 июля 1997 г. № 30. Ст. 3604.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 19 января 1998 г. №3 Ст. 350.

Рассматривая вопрос регулирования порядка осуществления итоженными органами валютного контроля, необходимо катать и распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1789-р1. Названным распоряжением ГТК России утверждается одним из федеральных органов исполнительной власти по обеспечению в рамках свой компетенции выполнения обязательств и осуществления прав Российской стороны, вытекающих из соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами государств - участников СНГ, о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля. Как пример такого сотрудничества можно назвать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля, подписанное 12 февраля 1997 г. в г. Душанбе.

В. соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 г. № 15 подготовлен и введен в действие приказ ГТК России от 20 апреля 1998 г. № 235, на основании которого в г. Москве создан специализированный таможенный пост по оформлению ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, подчиненный Московскому таможенному управлению. Установлено требование обязательности таможенного оформления аффинированных драгоценных металлов, алмазов и бриллиантов исключительно на специализированном посту до создания аналогичных подразделений в других регионах. Подготовлено и утверждено тем же приказом Типовое положение о специализированном таможенном посте.

В соответствии с п.7 постановления совместно с Минфином России и Минэкономики России подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации предложения о специализации действующих таможенных постов.

С 1 января 1998 г. введена в действие система персонифицированного учета таможенными органами перемещения через границу Российской Федерации крупных сумм наличной иностранной валюты физическими лицами.

По данным ГТК России, значительное количество (около 30%), выезжающих из России граждан вывозит валюту суммами, не превышающими 2—2,5 тыс. долл. США, что составляет от 1 до 2% от общего объема вывозимой валюты. Такие суммы, в основном, носят накопительный характер и вывозятся для личного использования во время пребывания за границей в период отпуска, туристических либо частных поездок.



1  Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4. Ст. 360.

В отношении вывоза крупных сумм валюты необходимо отметить, что около 2 % выезжающих граждан вывозят иностранную валюту в сумме свыше 50 000 долл. США. Такие суммы явно превышают личные потребности физического лица, в связи с чем существует вероятность их использования для коммерческой деятельности и не исключен их криминальный характер.

В отношении перемещения наличной иностранной валюты юридическими лицами (включая уполномоченные банки) постоянно ведется работа по сбору и анализу информации, которая затем в установленном порядке передается в Банк России. Перемещение через границу Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте такими лицами осуществляется в соответствии с Положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками, утвержденным Банком России от 19 апреля 1993 г. № 13 и ГТК России от 14 апреля 1993 г. № 01-20/3371 и доведенным до таможенных органов приказом ГТК России от 19 мая 1993 г. № 197. Таможенное оформление указанной валюты осуществляется в соответствии с приказом ГТК России от 24 января 1995 г. № 42.

В развитие положений Закона, регулирующих перемещение через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской Федерации, 6 сентября 1996 г. Банк России, Минфин России и ГТК России утвердили Положение о порядке вывоза и пересылки из Российской Федерации и ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации (№ 326, № 11-05-02, № 01-23/16223 соответственно, зарегистрировано в Минюсте России 19 сентября 1996 г. № 1165). Нормы же ввоза и вывоза рублей, в соответствии со своей компетенцией, письмом от 19 сентября 1996 г. Mb 331 установил Банк России. ГТК России довел эти нормы до таможенных органов письмом от 14 декабря 1996 г. № 01-15/22229.