2. Характеристика таможенных преступлений

Особенностью составов таможенных преступлений является то, что все они являются бланкетными нормами. Это означает, что для уяснения их содержания помимо УК РФ необходимо обращаться к целому ряду нормативных документов: Таможенному кодексу Российской Федерации, Кодексу РФ об административных правонарушениях, Закону РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Указу Президента РФ от 30 мая 1994 г. «О реализации предметов антиквариата и создании специального уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей», Приказу Центробанка РФ от 24 апреля 1996 г. «Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в России некоторых видов валютных операций», Закону РФ от 21 мая 1996 г. «О таможенном тарифе», Закону РФ от 13 ноября 1996 г. «Об оружии», Законам РФ «О валютном регулировании в РФ», «Об акцизах» и т.д.

Другой особенностью таможенных преступлений является то, что все они направлены на нарушение таможенного регулирования в различных сферах деятельности. Так, контрабанда посягает на деятельность таможенных органов по обеспечению перемещения товаров, ценностей и транспортных средств через таможенную границу и обеспечению внесения в бюджет таможенных пошлин и сборов. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов, оборудования, используемых для создания оружия массового поражения, вооружения и военной техники, посягает на отношения, контролирующие выполнение международных обязательств в отношении оружия массового поражения. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, невозвращение средств в иностранной валюте посягает на таможенные отношения, регулирующие деятельность в связи с ввозом и вывозом предметов достояния России и зарубежных стран и иностранной валюты. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц, причиняет ущерб отношениям в сфере таможенного регулирования и взимания таможенных платежей и пошлин.

Следовательно, еще одной особенностью таможенных преступлений является то, что все они причиняют значительный вред деятельности таможенных органов. Этот момент отличает таможенные преступления от таможенных проступков.

Кроме того, особенностью таможенных преступлений является их многообъектность. Так, почти в каждом составе таможенного преступления, кроме названных выше, объектами могут быть и общественная безопасность, и здоровье населения, и экономическая безопасность, и государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров, и интересы культуры.

Для таможенных преступлений характерно то, что они совершаются с прямым умыслом.

Так, при контрабанде на умышленный характер деяний указывают сами способы совершения контрабанды: сокрытие от таможенных органов, перемещение помимо таможенных органов, обманное использование документов или средств таможенной идентификации, недекларирование того, что требуется задекларировать, недостоверное декларирование и т.д.

На умышленную форму вины при невозвращение на территорию Российской Федерации предметов достояния или иностранной валюты указывает то, что виновный осознает обязательный характер возвращения предметов народного достояния или валюты на территорию Российского государства.

В этих и других случаях психическое отношение лица к содеянному выражается в форме прямого умысла. Виновный осознает, что он нарушает перечисленные запреты, осознает характер преступных последствий и желает совершить перечисленные нарушения.

Субъекты таможенных преступлений, как видно из закона, весьма разнообразны. Ими могут быть физические и должностные лица (ст. 188, 190 УК РФ), лица, принимающие в силу своей компетенции окончательное решение о незаконном экспорте (ст. 189 УК РФ), а также руководители организаций, обязанные перечислять (контролировать перечисление) средства в иностранной валюте на счет в уполномоченный банк из-за границы (ст. 193 УК РФ).

И, наконец, особенностью таможенных преступлений является то, что большая часть составов преступлений совершается путем бездействия: невозвращение (ст. 190,193 УК РФ), либо неуплата (ст. 194 УК РФ).

По характеру посягательств таможенные преступления можно разделить на следующие виды:

1. Преступления, связанные с перемещением товаров (ст. 188, 189 УК РФ).

2. Преступления, связанные с невозвращением из-за границы достояния или валюты (ст. 191, 193 УК РФ).

3. Преступления, связанные с неуплатой таможенных платежей (ст. 194УКРФ).

Контрабанда.

Статья 219 Таможенного кодекса РФ под контрабандой признает перемещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное недостоверным декларированием:

наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;

вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов (кроме охотничьего оружия и патронов к нему);

ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании;

стратегически важных сырьевых товаров;

предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, а равно такое перемещение иных товаров, совершенное в крупных размерах или с использованием служебного положения публичного должностного лица, либо публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой.

Другой разновидностью контрабанды Таможенный кодекс признает невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным.

И, наконец, ТК РФ признает контрабандой открытое перемещение через таможенную границу вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществлявшего таможенный контроль.

Как мы видим, сравнивая данное определение с тем, которое дается ниже в отношении контрабанды - преступления, мы наталкиваемся на различие в содержании, субъектах, объективной и субъективной стороне.

Тем не менее проблема решена: на территории России наказание за все преступления, в том числе и за контрабанду, применяется только в соответствии с уголовным законодательством.

Совсем иной по содержанию является административно наказуемая контрабанда.

В соответствии со ст. 187 Кодекса об административных правонарушениях контрабандой является:

незаконное перемещение через государственную границу грузов помимо таможенных учреждений или с сокрытием от таможенного контроля, а также хранение, перемещение, продажа и покупка таких грузов;

хранение иностранных грузов в количестве, превышающем обычную для собственного потребления норму, если хранителями или собственниками этих грузов не будет доказано законное получение их;

ввоз или получение из-за границы грузов, хотя бы при наличии установленных разрешений и с уплатой пошлины, если ввоз или получение этих грузов связаны с незаконным вывозом, переводом или пересылкой за границу валюты, валютных ценностей, платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту, ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий;

незаконный вывоз, ввоз, пересылка и перевод за границу и из-за границы валюты, валютных ценностей, платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту, ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных камней и лома таких изделий;

совершение подготовительных действий к нарушениям, перечисленным в ст. 187 Кодекса об административных правонарушениях.

Таким образом, законодатель по-разному сформулировал понятие контрабанды в различных отраслях права.

Однако коллизии здесь нет. Следует согласиться с С.Никулиным, который считает, «налицо две несовпадающие дефиниции уголовно наказуемой контрабанды1. Но каждая из них выполняет свою роль: ст. 219 ТК РФ формулирует не уго-ловно-правовую норму, а декларацию, а в ст. 188 УК РФ содержится нормативное предписание. Поэтому она и применяется».



1 Никулине. Уголовная ответственность за контрабанду//Законность. I995. №1.С. 15.

Следовательно, для нас представляет наибольший интерес уголовно-правовое определение понятия контрабанды, которое можно сформулировать следующим образом.

Контрабанда — перемещение в крупных размерах через таможенную границу РФ товаров или иных предметов запрещенными способами, а также товаров и предметов, запрещенных к обороту.

Признаки контрабанды детализированы в ст. 276, 277, 278, 279 и др. Таможенного кодекса России.

Виды контрабанды.

В законе предусмотрены три вида контрабанды: простая, квалифицированная и особо квалифицированная.

Простая контрабанда — перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов. В законе простая контрабанда определена так.

Статья 188. Контрабанда.

Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной индентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, — наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

К простой контрабанде также относится перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, психо-тропных, ядовитых, сильнодействующих, отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при его создании и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможен-

ную границу РФ, если эти действия совершены помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов и средств таможенной идентификации либо сопряжены с недекларированным или недостоверным декларированием.

Такие деяния наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой.

В ч. 3 ст. 188 УК РФ предусмотрен состав квалифицированной контрабанды, содержащий квалифицирующие признаки.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) неоднократно;

б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

И, наконец, ч. 4. ст. 188 УК РФ называет состав особо квалифицированной контрабанды, так как содержит особо квалифицирующие обстоятельства.

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой.

Объективная сторона контрабанды независимо от вида выражается в действии: перемещении.

Для простого состава обязательно совершение деяния в крупном размере. Деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

Основными способами, имеющими уголовно-правовое значение для контрабанды, являются: совершение помимо или с сокрытием от таможенного контроля; обманное использование документов или средств таможенной идентификации; недекларирование или недостоверное декларирование.

Сокрытие от таможенного контроля означает наличие тайников для перемещения товаров, маскировка, придание одному товару вида другого и иных способов, затрудняющих их обнаружение (ст. 273 ТК РФ).

Тайники могут быть специально оборудованы, изготовлены либо приспособлены для перемещения: чемоданы с двойным дном, дополнительные полости на судах, не предусмотренные конструкцией судов, магнитные контейнеры, разбор товара и перемещение его по частям.

К сокрытию может быть отнесено перемещение товара в одежде, вещах, на теле. Так, к контрабанде, осуществляемой путем сокрытия, может быть отнесено и перемещение гражданином Южной Кореи мускусных желез кабарги в пакете с грецкими орехами и мандаринами.

Следует обратить внимание на более широкую трактовку данного способа перемещения в отличие от понятия «специального хранилища», которое мы встречаем в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. «О судебной практике по делам о контрабанде»1.

Под перемещением помимо таможенного контроля подразумевается использование при перемещении иных мест, чем те, которые определены таможенными органами, либо нарушение сроков перемещения, затрудняющих или исключающих возможность осуществления таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ).

Это означает, что товары, предметы, вещества перемещаются помимо таможен, таможенных постов или иных мест, определенных таможенными органами РФ. При этом они минуют таможенный контроль.

Проведение таможенного контроля, его место и время определено ст. 127 Таможенного кодекса. Досмотр и оформление производят должностные лица таможенных органов. Контроль осуществляется путем проверки документов, осмотра помещений, проверки товаров, предметов, транспортных средств.

Государственный комитет может устанавливать особый порядок контроля в отношении отдельных категорий товаров (например, гуманитарного груза).

Обманное использование документов предполагает предъявление органам таможенного контроля поддельных документов, либо документов с искаженными данными, либо документов, не имеющих юридической силы.

Перечень документов и сведений, порядок их представления определяются Таможенным комитетом РФ в соответствии с ТК РФ и иными нормативными актами.



1 Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда СССР и РСФСР по уголовным делам. М. 1995. С. 155.

Поддельным является фальшивый, то есть полностью не-изготовленный документ, либо подлинный документ, и которые внесены искаженные, дополнительные данные или изменения в тексте.

Документ с искаженными данными — это документ, полученный законным путем, но в связи с внесением в него путем подчистки, вытравливания и иными способами искаженных сведений, являющийся незаконным. Внешне такой документ напоминает подлинный.

Документ, не имеющий юридической силы — документ, полученный законным путем, но в связи с истечением сроков, заменой и т.д., утративший юридическую силу.

Примером обманного использования документов может служить подделка справки банка о приобретении лицом валюты.

Как обманное использование документов служит случай, когда для таможенного оформления лесоматериалов хвойных пород на сумму свыше 35 тысяч долларов был представлен ничтожный по содержанию договор купли-продажи, якобы заключенный участником ВЭД. На самом деле контракт не заключался и, более того, лицо внешнеэкономической деятельностью не занималось. Представленный документ является фальшивым.

Следует обратить внимание на то, что само изготовление и представление документа не должно рассматриваться как подлог документа. В этом плане следует согласиться Басовой Т.Б., которая считает, что в такой ситуации имеет место конкуренция части и целого1, по правилам которой ответственность наступает по норме, являющейся целым, то есть по ст. 188УКРФ.

Помимо обманного использования документов возможно применение виновными обманного использования средств таможенной идентификации.

Под идентификацией понимается маркировка, цифровая, буквенная или иная, проставление печатей или штампов, наложение пломб, описание товаров, составление чертежей, использование товаросопроводительной и иной документации и т.д.



1 Т.Б.Басова. Контрабанда и служебный подлог // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1997. № I. С. 11.

Обманное использование средств таможенной идентификации означает применение поддельного либо подлинного, но не относящегося к данному товару, предмету или иному перемещаемому грузу, средства таможенной идентификации (ст. 278 ТК РФ). Это может быть подделка маркировки, печатей, пломб, нанесение сходной маркировки и т.д.

Под недекларированием подразумевается незаявление в таможенной декларации сведений о перемещаемых через таможенную границу товарах, предметах, транспортных средствах.

Недекларированиё противоречит ст. 168 ТК РФ, согласно которой все товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу, должны декларироваться.

В соответствии со ст. 169 ТК РФ порядок и форма декларирования, перечень необходимых сведений определяются Таможенным комитетом.

Заявление о товарах, предметах, веществах и средствах, их таможенном режиме может происходить в устной, письменной или иной формах.

Следует отметить, что в отношении некоторых предметов устанавливаются специальные правила перемещения, не требующие декларирования, а определяющиеся правовым режимом.

Недекларирование довольно распространенный способ контрабанды. Так, имели место случаи, когда иностранные граждане, пересекая таможенную границу с Китаем, не указывали в таможенной декларации крупные и особо крупные суммы перевозимых долларов.

Недостоверное декларирование — это внесение в таможенную декларацию сведений, не соответствующих действительности (ложных, искаженных, неполных и т.д.) о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме (ст. 279 ТК РФ).

Перемещение, сопряженное с недостоверным декларированием, зачастую сопровождается уклонением от уплаты таможенных платежей (ст. 194 У К РФ) и нарушением таможенных правил, выразившемся в неправомерном освобождении от таможенных платежей или их занижении (ст. 282 ТК РФ). В таком случае применяется совокупность, когда речь идет о престулении совершенном в крупном размере. Если ущерб иг достигает пятисот минимальных размеров оплаты труда, тогда может идти речь только о таможенных правонарушениях.

Как упоминалось выше, к простой контрабанде относится также контрабанда предметов, изъятых из гражданского оборота. Такой вид контрабанды представляет повышенную общественную опасность.

Повышенная ответственность устанавливается за перемещение наркотических, ядовитых, сильнодействующих, пси-яотропных, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, а также оружия, взрывных устройств, вооружения, боеприпасов, различных видов оружия массового поражения, Материалов и оборудования, которые могут быть использоны при его создании, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.

Следует обратить внимание на то, что для состава преступления, содержащегося в ч.2 ст. 188 УК РФ, не предусмотрен крупный или иной размер перемещаемого товара. Это означает, что даже незначительное перемещение названных выше веществ и ценностей образует преступление.

Под наркотическими средствами подразумеваются вещества растительного, животного либо синтетического происхождения или лекарственные средства, обладающие стимулирующим, возбуждающим либо угнетающим воздействием на центральную нервную систему.

Общий перечень наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ можно найти в Списках (Перечнях) Постоянного комитета по контролю за наркотиками при Минзравмедпроме в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. Так, к наркотическим веществам можно отнести кокаин, героин, морфий и т.д.; к сильнодействующим веществам — едкие кислоты, снотворные, обезболивающие (клофелин, элениум, хлороформ, эфир и т.д.).

Например, на Себежской таможне (Псковская обл.) был задержан железный контейнер якобы с семенами люцерны, который направлялся в Нидерланды. Работники таможни обратили внимание на несовпадение ребер гофра на внутренней и внешней стороне задней стенки контейнера. Когда стенку просверлили, то обнаружили гашиш. Двойной оказалась и крыша контейнера. В результате было изъято 1739 кг гашиша1.

В последние годы отмечается ухудшение наркообстанов-ки. Например, только в Иркутской области в течение нескольких месяцев 1995 г. было выявлено десять устойчивых преступных группировок, занимающихся ввозом и вывозом наркотиков. Отмечается и то, что лидеры преступного мира Дальневосточного региона рассматривают наркобизнес как один из основных источников пополнения средств «общака». На территории Амурской области была выявлена и пресечена деятельность групп граждан КНР, занимающихся торговлей наркотическими средствами2.

По данным МВД РФ, в 1997 г. в России было зарегистрировано 184832 преступления, связанных с наркотическими средствами. При этом темпы прироста составили 91%. Было раскрыто более 400 тысяч преступных групп, занимающихся наркобизнесом. Контрабанда наркотиков возросла почти на 50%3.

Наркобизнес становится национальной угрозой.

Не меньшую опасность представляет перемещение и иных средств, в частности, сильнодействующих.

К сильнодействующим веществам относятся кислоты и едкие щелочи, которые могут вызвать ожоги и иные повреждения организма, а также лечебные препараты, которые при передозировке могут причинить вред здоровью или привести к летальному исходу.

Ядовитые вещества — это такие вещества, которые даже в малой дозе могут вызвать отравление или смерть (цианистый калий, ртуть, сулема и т.д.).



1 Таможенные ведомости. 1996.
2Коннов А. И. Некоторые тенденции развития организованной преступной деятельности в Российской Федерации // Организованная преступность. М. 19%. С.68 — 69.
3 Гришко А.Я. Наркобизнес и безопасность Российского государства на рубеже XX-XXI веков // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Владивосток. 1998. С. 272

Отравляющие вещества — это химические соединения, (мндсйствующие на центральную нервную систему, органы дыхания, вызывающие поражение организма или органов, N0 не относящиеся к химическому оружию.

Радиоактивные вещества — вещества в газообразном, Жидком или твердом состоянии, содержащие элементы, способные к самопроизвольному превращению в другие элементы, что сопровождается испусканием ядерных излучений, под Мнением которых в клетках происходят патологические процессы (лучевая болезнь, ослабление иммунитета, интоксикация и т.д.).

Взрывчатые вещества — химические соединения или смеси, используемые в горнорудном деле, строительстве и других отраслях (тол, тротил, динамит и т.д.).

Вооружение — различные виды боевой техники, боевого Нв огнестрельного оружия, средства связи, десантирования, навигационные приборы, прицелы, средства защиты от боевых отравляющих веществ и др. К вооружению можно отнести биологическое, ядерное, химическое и иное оружие массового уничтожения, включая ракетно-артиллерийское.

Взрывные устройства — средства взрывания и устрой-ОТВа, способные вызывать взрыв (толовые и динамитные Ш1ШКН, мины, гранаты, торпеды, бомбы и др.).

Огнестрельное оружие — все виды боевого, служебного и гражданского оружия, включая самодельное (кроме охотничьего длинноствольного гладкоствольного), предназначенного ДМ механического поражения цели на расстоянии. К та-МОМу оружию можно отнести пистолеты, винтовки, карабины, автоматы и т.п.

Как показывают исследования, обострение оперативной обстановки во многом связано со значительным размахом незаконного оборота оружия контрабандно ввозимого в Россию1.

Боеприпасы — это устройства и предметы, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды или их сочетание. К боевым припасам относятся гранаты, ракеты, авиабомбы и т.д.

Следует обратить внимание на то, что ст. 188 УК РФ выделяет из боеприпасов только те, которые используются для снаряжения ядерного, химического, биологического и иного оружия массового поражения.



1 Коннов А.И. Там же. С. 72.
 

Биологическое оружие — это живые организмы, микроорганизмы, вирусы и другие биологические агенты, а также вещества, продуцируемые живыми организмами или полученные методом генной инженерии, если они созданы с целью вызвать заболевания, гибель, неполноценное функционирование живых организмов, заражение окружающей среды.

Материалы и оборудование, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, в отношении которых действуют специальные правила перемещения через таможенную границу. К таким материалам и оборудованию относятся сырье, технологии, лабораторное и промышленное оборудование.

Существует довольно много различного рода правил относительно материалов и оборудования. В частности, можно назвать Распоряжение Президента РФ от 14 июня 1994 г. «О контроле за экспортом из России возбудителей заболеваний (пато-генов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудование, которые могут быть применены при создании бактериологического оружия (биологического) и токсинного оружия»1.

Данным Распоряжением утвержден Список возбудителей заболевания, генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, экспорт которого лицензируется и контролируется. В этом списке — возбудители сибирской язвы, чумы, холеры, оспы и т.д.

Кроме названного выше, действует и другое Распоряжение Президента России. Оно распространяется на отношения контроля за экспортом из России химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть применены для создания химического оружия2. Названным Распоряжением Президента России утвержден Список, в котором названы такие химикаты, как цианистый калий, хлорциан, фтористый водород, треххлористый мышьяк и др.



1 Российская газета. 24 июня. 1994 г.
2 Российская газета. 24 июня 1994 г.

И, наконец, под стратегически важными сырьевыми товарами, в отношении которых установлены специальные Правила перемещения, понимаются вполне конкретные товары, перечисленные в Приложениях № 1 и № 2 к постановлению Правительства РФ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг» от 1 июля 1994 г.1

В Приложениях названы такие стратегически важные сырьевые товары, как пшеница, семена сои и подсолнечника, рога, копыта, дикие животные, дикорастущие растения, деловая древесина и пиломатериалы, жемчуг и изделия из него, янтарь и изделия из него и т.д.

Культурные ценности — понятие собирательное. Оно включает в себя исторические ценности, отражающие исторические события в жизни народов, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся людей; художественные ценности — авторские картины, гравюры, эстампы, литографии, предметы декоративно-прикладного творчества и т.д.; документальные памятники и рукописи и пр.

Определение предметов исторического, археологического и художественного достояния дано в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. «О ввозе и вывозе культурных ценностей». Это понятие пришло на смену понятию «предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран».

Квалифицированная контрабанда.

Квалифицированная контрабанда предусмотрена ч.З ст. 188 УК РФ. Следует обратить внимание на то, что Таможенный и Уголовный кодексы по-разному подходят к квалифицирующим обстоятельствам. В УК их гораздо больше, в ТК РФ — значительно меньше. Уголовный закон предписывает опираться на уголовно-правовую норму, когда речь идет о преступлениях.

В ч.З ст. 188 УК РФ в качестве квалифицирующих перечислены следующие обстоятельства: неоднократность; использование служебного положения должностным лицом; применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Под неоднократностью признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи Кодекса. Совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями УК РФ, может признаваться неоднократным только в случаях, специально предусмотренных в Особенной части, (ст. 16 УК РФ). Особых оговорок в отношении контрабанды нет, поэтому неоднократной контрабандой признается совершение преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ, после того, как уже была совершена преступная контрабанда.



1 Собрание законодательства Российской федерации. 1994. Ст. 1295.

При этом лицо не должно ранее быть освобожденным от уголовной ответственности. У него не должно быть снятой или погашенной судимости.

Другим квалифицирующим признаком является совершение контрабанды должностным лицом с использованием служебного положения.

Это означает, что лицо должно выполнять организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Одновременно такое лицо, как указано в ч.З ст. 188 УК РФ, использует свое служебное положение.

Допустим, работник таможенной службы за взятку «не заметил» партию наркотиков. Содеянное содержит признаки трех составов преступлений; ч.2 ст. 188 УК РФ, ч. 3 ст. 188 УК РФ, ст. 285 УК РФ.

Если лицо, совершившее контрабанду, не находилось при исполнении служебных обязанностей, его деяния квалифицируются по иным признакам статьи о контрабанде.

В качестве квалифицирующего признака ч.З ст. 188 УК РФ предусматривает применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Под насилием понимается сопротивление работнику таможенных органов, нанесение ударов, ссадин и т.д., если это не причинило кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности. В противном случае наступает уголовная ответственность по совокупности преступлений: за контрабанду и преступление против личности.

Особо квалифицированная контрабанда.

Особо квалифицированный состав контрабанды предусмотрен ч. 4 ст. 188 УК РФ.

В качестве квалифицирующего обстоятельства ч.4 ст. 188 УК РФ называет совершение преступления организованной группой. Для того, чтобы уточнить понятие организованной группы, необходимо обратиться к ст.35 УК РФ. В п.З ст. 36 УК РФ говорится: «Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений».

Ответственность членов организованных групп наступает за совершение контрабанды независимо от распределения ролей между соучастниками.

Отличительными признаками при этом являются совместность действий и устойчивость.

Совместность — количественный признак, указывающий на наличие более двух человек.

Под устойчивостью понимается наличие постоянных связей между участниками организованной группы, предварительная договоренность и сорганизованность.

Устойчивость указывает на то, что группа специально сорганизована для занятия контрабандой. Примерами могут быть специально организованные группировки для сбора и реализации за границу цветных металлов. Такая группировка известна, например, в Кемеровской области (фактически они есть, видимо, во всех регионах России). В подобного рода сделках участвуют как государственные предприятия, так и разного рода частные фирмы и компании, специализирующиеся на сборе, скупке и перепродаже под видом лома цветных металлов, достаточно крупных партий доброкачественной продукции (кабель, слитки, листовой металл и др.). Как Правило, этот металл направляется в пограничные регионы, где через посредников организуется его отправка за рубеж. Расчеты, чаще всего, осуществляются в иностранной валюте, которая остается на зарубежных счетах1.

Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.



1 Коннов А.И Некоторые тенденции развития организованной преступной деятельности в Российской Федерации. Организованная преступность. М. 1996. С. 57-92.

Уголовный кодекс РФ выделил отдельно названный состав преступления. Особенностью данного состава преступления является то, что оно является многообъектным. Так, объектами охраны можно назвать: интеллектуальную собственность, обороноспособность страны, а также международную общественную безопасность, здоровье населения, соблюдение международных обязательств России, установленный порядок внешнеторговой деятельности, в частности, государственную монополию на экспорт отдельных видов товаров и порядок их перемещения через таможенную границу.

Целью введения такой нормы является предупреждение использования оружия массового поражения.

Как известно, статья носит бланкетный характер, поэтому исключительно важную роль играют нормы и нормативные акты таможенного права. Таких нормативных актов достаточно много. Среди них Закон «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» в ред. от 10 февраля 1999 г.; Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 7 июля 1995 г. № 157 — ФЗ; Закон «О таможенном тарифе» в ред. от 10 февраля 1999 г.; Указ Президента РФ от 11 апреля 1992 г. «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России». Указ Президента России в ред. от 4 января 1999 г. «О контроле за экспортом из РФ товаров и технологий «двойного назначения»», постановление Правительства РФ от 5 мая 1996 г. (в ред. от 29 сентября 1998 г.) «Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется» и т.д.

В составе четко определен предмет уголовно-правовой охраны: технологии, научно-техническая информация, услуги, сырье, материалы, оборудование, используемое для создания оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Осуществляя незаконный экспорт, виновный нарушает специально названные в бланкетных нормах правила экспорта: . разрешительный порядок;

оформление импортного сертификата;

оформление сертификата подтверждения доставки при импорте;

получение заключения о возможности экспорта контролируемых товаров;

получение заключения о возможности экспорта товаров и услуг двойного назначения согласно Перечню;

представление гарантии страны-получателя товара на Использование его в мирных целях;

представление обязательства страны-получателя о недопущении несанкционированного реэкспорта;

обязательство страны-отправителя о мирном использовании импортируемых товаров;

получение лицензии на вывоз товара, содержащегося в контрольном списке и т.д.

Для обеспечения контроля за соблюдением правил экспорта контролируемых товаров создана комиссия по экспортному контролю, в которую входят представители МИД РФ, Минэкономики, ПК РФ и др.

Перечень предметов, на которые возможно преступное посягательство, устанавливается Президентом и Правительством РФ.

В этот перечень входят крылатые, баллистические раке-ТЫ, ракеты-носители, разведывательные самолеты, когда речь идет о контроле за экспортом из РФ оборудования, материалов, технологий, применяющихся при создании ракетного оружия, экспорт которых контролируется и осуществляется ПО лицензиям; цианистый натрий, двухлористая сера, мышьяк и т.п., когда речь идет о контроле за экспортом из России химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное значение, но могут быть использованы для создания хи-МИЧ0СКОГО оружия, экспорт которого контролируется и лицензируется.

Незаконный экспорт означает — вывоз контролируемых товаров и технологий с таможенной территории без обязательства их возврата, либо оказания услуг за пределами РФ, что является нарушением экспортного контроля.

Предметом данных преступлений являются экспортные технологии, экспортная научно-техническая информация, экспортные услуги, вооружение, военная техника, материалы и оборудование.

Под технологиями подразумевается технологическая документация и оборудование, позволяющая осуществить весь технологический цикл, либо его часть.

Под научно-технической информацией понимается перечень сведений научно-технического характера.

Услуги — это представление зарубежным партнерам возможностей организационного научно-технического и иного характера. Например, наладка оборудования, проведение научных и технических экспертиз и т.д.

Материалы — это сплавы, композиты, химические и другие продукты производственного или опытно-конструкторского назначения.

Оборудование — это механизмы и приспособления, а также аппаратура, используемая для создания оружия массового поражения.

Преступление носит умышленный характер. Лицо осознает, что нарушает запреты, ограничения, порядок вывоза и в обход закона сознательно вывозит контролируемые товары, оборудование, сырье, либо оказывает незаконные услуги за рубежом.

Если деяние осуществляется по неосторожности, то уголовная ответственность исключается. Однако для должностного лица и представителя юридического лица возможна административная ответственность за таможенные правонарушения, которая предусмотрена ст. 288 ТК РФ.

Субъектом данного преступления может быть любое лицо. Оно отвечает по ст. 189 УК РФ.

Если такое деяние совершается должностным лицом, то имеет место идеальная совокупность (в одном деянии содержится два состава преступления), что влечет ответственность пост. 189и285УКРФ.

Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Преступления, предусмотренные ст. 190 УК РФ, направлены против установленного государством порядка перемещения за пределы России и возвращение в Россию предметов достояния.

Целью издания данной нормы является сохранение достояния народов РФ и зарубежных стран, поскольку отдельные коллекции, предметы исторической и археологической ценности вывозятся за границу, утрачиваются и разрушаются. Так, известно, например, что на Дальнем Востоке сформировался нелегальный рынок торговлей антиквариатом. За рубежом находятся коллекции, которые не вернулись с Сахалина, Камчатки, Приморья. В розыске с 1998 г. находится коллекция графики из частного собрания (г. Москва) общей стоимостью в 320 250 долл. США (более 500 листов графики). Возбуждено уголовное дело по поводу кражи 20 икон из коллекции М.А. Гарта (г. Москва).

Для состава данного преступления характерно, что вывоз осуществляется на законном основании, но в результате бездействия нарушаются обязательства по возвращению достояния в установленные сроки.

Чтобы определить предмет данного преступления, необходимо обратиться к закону от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей». В соответствии с ним достоянием народов могут быть признаны предметы, принадлежащие государству, коммерческим и некоммерческим организациям, физическим лицам, а также предметы, права собственности на которые не являются общепризнанным.

Коллекции вывозятся без разрешения, минуя таможенные органы, не указываются сроки возврата, используются подложные разрешения.

Вывоз культурных ценностей, в соответствии с названным законом, заключается в перемещении любыми лицами и в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории РФ без обязательства их возврата.

Ввоз культурных ценностей — это перемещение любыми лицами и в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их ввоза.

Временный вывоз культурных ценностей — это перемещение любым лицом в любых целях через таможенную границу

РФ культурных ценностей, на территорию иностранного государства с обязательством их возвращения в оговоренные сроки.

Под коллекцией культурных ценностей понимается совокупность однородных, либо подобранных по определенным признакам разнородных предметов, которые независимо от культурной ценности каждой из них, собранные вместе, имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение1.

Следует обратить внимание на то, что система органов федеральной службы по сохранению культурных ценностей пока не создана, поэтому выдачу свидетельств на вывоз культурных ценностей осуществляют: Отдел государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей, Управление международного культурного сотрудничества Мин-культуры РФ, Российская государственная и Национальная библиотеки, комитеты по культуре в городах: Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске.

Субъект преступления является общим, хотя реально это — лица, в ведении которых находятся культурные ценности. В результате — субъект обладает признаками общего субъекта и наделен специальными полномочиями и обязанностями.

Субъектами данного преступления могут быть работники музеев, библиотек, архивов и т.д.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Общественная опасность состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, заключается в посягательстве на внешнеэкономическую деятельность РФ, сопровождающуюся утечкой валютных средств за рубеж.

Порядок возврата валютных средств из-за рубежа регулируется законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., в ред. от 29 декабря 1998 г. В соответствии с данным законом вся валюта, получаемая резидентами, а также предприятиями-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не согласовано с Центральным банком России.



1 Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г.Ст.5.

 Предприятия с участием иностранных инвестиций обязаны 50 % от инвалютной выручки продавать на внутреннем рынке России.

На операции по обязательствам по перечислению средств на счета в уполномоченных банках отводится 180 дней.

Если невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте осуществляется в крупном размере, то наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 193 УК РФ.

В примечании к этой статье устанавливается, что под крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 10 000 минимальных размеров оплаты труда.

Объектом данного преступления являются общественные отношения в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, расчет по которой совершается в иностранной валюте, а также установленный порядок обязательного перечисления средств в иностранной валюте из-за рубежа в уполномоченный банк РФ.

Субъектом состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, как указано в законе, может быть только руководитель организации-экспортера, обязанного перечислять (контролировать) поступления валютных средств.

Преступление будет иметь место только в том случае, когда руководитель организации-экспортера имел возможность для возврата валютных средств из-за рубежа.

Преступление совершается путем бездействия.

Уклонение от уплаты таможенных и страховых платежей с организаций и граждан.

Уклонение от уплаты таможенных и страховых платежей с организаций и граждан — одно из самых распространенных преступлений. Правда, законодатель не всегда учитывает этот момент и относит простой состав данного преступления к категории преступлений небольшой тяжести. В результате — приготовление к такому преступлению оказывается вне зоны уголовной ответственности.

На самом деле данный состав достаточно общественно опасен в силу своей распространенности и значимости. Так, в 1997 г. неуплата платежей со стороны граждан составила

примерно 1,7 млн. руб., а со стороны организаций — 20 млрд. руб. Всего с 1994 по 1997 гг. бюджет недополучил около 200 млн. долл.

Неплатежи приводят к тому, что уменьшаются поступления в бюджет, нарушается конституционная обязанность (ст. 57 Конституции РФ) платить законно установленные платежи и сборы, увеличивается социальная напряженность.

Особенностью данного состава является предмет посягательства для определения состава и правильной квалификации.

К таможенным платежам относятся:

таможенная пошлина;

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

таможенные сборы за выдачу лицензий;

сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;

таможенные сборы за таможенное оформление;

таможенные сборы за хранение товаров;

таможенные сборы за сопровождение товаров;

плата за информирование и консультирование;

плата за принятие предварительного решения;

плата за участие в таможенных аукционах.

По поводу предмета состава ст. 194 УК РФ существует мнение, что его составляют таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы1.

Следует согласиться с авторами А. Чучаевым и С. Ивановой. Данные платежи (а не остальные) связаны с перемещением товаров через таможенную границу. Иные платежи связаны с таможенным контролем, таможенным оформлением и иными таможенными процедурами.

Платежи уплачиваются одновременно с подачей таможенной декларации2.

Добровольная уплата таможенных платежей после истечения сроков уплаты некоторыми авторами может рассматриваться как добровольный отказ от совершения преступления3.



1 Чучаев А. Иванова С. Проблемы ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. № 3. С. 29.
2 Пресс-Бюллетень. Владивосток. 1997. № 13. С. 29.
3 Комментарий к У К РФ. М. 1998. С. 436.

С существующими мнениями подобного рода согласиться нельзя, так как добровольный отказ возможен на стадии приготовления или покушения на преступление. Состав, предусмотренный ст. 194 УК РФ, является формальным. Он окончен в момент неуплаты. Поэтому может идти речь о деятельном раскаянии, которое наступает в стадии оконченного преступления, и только при наличии определенных условий (добровольность отказа; окончательность; принятия мер к заглаживанию причиненного вреда и т.д.).

Преступление является умышленным. Совершается в форме бездействия: укрытие перемещаемого товара с целью неуплаты таможенных платежей; занижение его стоимости, объема; частичная уплата таможенных платежей.