ГЛАВА 1.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

1.1. Становление понятия уклонения от уплаты таможенных платежей и ответственности за него в уголовном законодательстве России

Возникновение таможенного обложения на территории России ученые связывают с греческими священниками, приглашенными в X в. князем Владимиром для распространения христианства: «Духовенство, которому по свидетельству, приписываемого Владимиру Святому Церковного Устава, был поручен надзор за торговыми весами и мерами, кажется ввело обыкновение на Руси собирать таможенные пошлины»1.

Другие исследователи, ссылаясь на договор князя Олега с греками 911 г., полагают, что подобные пошлины существовали в России и до принятия христианства2. Данным договором предусматривалось освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта: «Да творять куплю, яко-же»3. Это условие подтверждает древний славянский обычай взимать торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, «а может быть, и за соблюдение порядка во время торговли».



1 Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850. С.5.

2 Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. — М., 1993. С. 12.; Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. — С-Пб.,1886. С.1; Марков Л. Очерки по истории таможенной службы. — Иркутск, 1987. С. 24-25.

3 Памятники русского права. — М., 1953. Т.1. С. 65.

В XIV в. в русском языке появилось слово «тамга», означающее клеймо, печать, тавро, применяемое у башкир и татар, для документирования прав собственника. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках. От слова «тамга» образован глагол «там-жить», т.е. облагать товар пошлиной, а место, где товар «там-жили», стало называться таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Появилась структура таможенных органов и специальные документы: «таможенный голова» (старший таможенник), «таможенная грамота» (разрешение лицу, общине или монастырю организовывать в своих владениях торговлю и брать с привозимого товара пошлину)'. Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров. Пестрота таможенных пошлин сохранялась до середины XVII в., когда основной пошлиной стала рублевая (с цены товара).

Таможенные сборы значительно умножали местные доходы и делились на проезжие и торговые. Первоначально они взимались с количества товаров — с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества.

В свободные города — Новгород, Псков, Смоленск — иностранные товары ввозились без уплаты пошлин. Вопросы таможенного обложения в это время регламентировались двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами (договор Смоленска с Ригой и Готландом 1229 г., договорная грамота Новгорода с тверским князем Ярославом и т. д.)2.

К концу XV в. усиление образования централизованного государства сопровождалось разработкой и проведением единой торговой и таможенной политики. Иван III, Василий III, Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Основным источником таможенного права становятся издаваемые великими князьями уставные грамоты, адресованные отдельным городам и содержащие сведения о сборах, подлежащих взысканию, их размерах, порядке уплаты, санкциях за уклонение от таможенного обложения. Особыми тарханными грамотами освобождались от уплаты пошлин монастыри, духовенство, люди, оказавшие особые услуги государству.



1 МарковЛ.Н. Указ. соч. С. 31.

2 Козырин А. Н. Таможенное право России. — М., 1995. С.112.

В рассматриваемый период таможенное обложение оставалось чрезвычайно высоким, и сборы носили исключительно фискальный характер. Не существовало различий в обложении товаров отечественного и иностранного происхождения. Последнее обстоятельство рассматривается некоторыми исследователями как свидетельство того, что таможенному праву предшествовало гостиное право, «регулирующее отношения иноземных гостей (купцов)». Это право «не знало равного отношения к соотечественнику и чужестранцу»1, причем неравенство не всегда устанавливалось в пользу своих граждан. Например, в царствование Ивана Грозного англичане получили право беспошлинной торговли в России, а также провоза через ее территорию товаров в азиатские страны. Русские купцы нередко были лишь перекупщиками у иностранцев.

По мнению Е. Осокина, до XVII столетия внутренняя торговля и промышленное производство были стеснены таможенными сборами и находились на самой низшей степени развития2. По мере усиления экономического могущества самодержавие в середине XVII в. было вынуждено пойти навстречу требованиям купцов укрепить их правовое положение в государстве.



1 Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. — М.-Л., 1924. С.5.

2 Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. — Казань. 1850. С. 112.

Памятник права эпохи средневековья — Соборное Уложение 1649 г. (Уложение царя Алексея Михайловича) — определило подробнейшим образом процедуру обжалования незаконных действий сборщиков пошлин, а также санкции, налагаемые на торговцев в случае несоблюдения последними таможенных формальностей.

Вслед за Соборным уложением, упорядочившим фискальные обязанности купечества, в 1653 г. введен Таможенный устав. Важным шагом в становлении таможенного дела стало принятие Новоторгового устава в 1667 г. Торговля, которая велась иностранцами за наличный расчет, освобождалась от всяких пошлин, а таможенные налоги должны были уплачиваться только золотом и серебряными монетами «ефимками»1, т.е. таможенные сборы приняли исключительно денежную форму.

Со второй половины XVII в. таможенные пошлины стали важным орудием экономической политики русского государства. Соборным уложением 1649 г. определена уголовная ответственность за нарушение ряда таможенных правил. Так, в нем предусматривалась наказуемость корм-чества, под которым понималось незаконное производство, контрабандный ввоз и продажа спиртных напитков и других товаров, составлявших государственную монополию.

Исследовавшая проблему налогообложения С.С. Белоу-сова пишет об указанном отрезке истории: «Уголовной ответственности как таковой в рассматриваемый период за уклонение от уплаты налогов не существовало»2. На наш взгляд, это не совсем верно. Например, Н. Евреинов в своей работе «История телесных наказаний в России» отмечает: «Преобладающей мерой наказания в XVII-XVIII веках за ввоз товаров без уплаты пошлины, потребление которых в России было запрещено, а также за контрабандный ввоз и тайную торговлю товарами, являвшуюся государственной монополией, были жестокие телесные и членовредительские наказания. По закону 1670 г. за кормчество полагался кнут, но сколько ударов дать — решал судья»'.



1 Русское наименование иностранной серебряной монеты, оценивавшейся правительством в 50 коп. При размене ее на мелкие деньги казна получала на каждой монете прибыль в 41 коп., а при перечеканке в русские монеты из серебра — еще 14 коп. — Прим. авт.

2 Белоусова С.С. Уголовная ответственность за уклонение от налогов: Дисс. ...канд. юрид. наук. — М., 1996. С.40.

 Надо заметить, что «все вообще членовредительные телесные наказания обычно налагались добавочно, — главным образом, кнутом или ссылкой»2. По Уложению 1649 г. было установлено простое битье, «с пощадой», «с легкостью», и «нещадное», «с жес-точью», «без милосердия». Простое битье назначали за государственные преступления. К указанной категории отнесено и кормчество, совершенное «... во второй и третий раз»3. Применительно к рассматриваемой теме следует отметить наличие в нормах Российского уголовного права, преследовавших уклонение от таможенных платежей, такого квалифицирующего признака, как неоднократность.

Особо отметим, что в качестве обязательного элемента наказания за кормчество применялось «отобрание имущества». Надо сказать, что конфискация всего имущества и в особенности недвижимого, в Российском праве была весьма распространена не только в древнем периоде и в эпоху судебников, но и позднее. Формула «животы все и поместья и вотчины имать на Государя» повторяется и в отдельных указах, и в Уложении 1649 г., и в последующих юридических актах, устанавливающих наказания за различные деяния.

К концу XVII в. в России сформировалась довольно разветвленная и централизованная таможенная служба. Центральные органы — Приказ большой казны (сосредоточил сбор таможенных и кабацких доходов к 1680 г.), Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), — находились в Москве.



1 Евреинов Н. История телесных наказаний в России. — С-Пб., 1913. С. 26.

2 Евреинов Н. Указ. соч. С. 32.

3 Евреинов Н. Указ. соч. С. 34.

В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы. В них без зарплаты в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался ущерб1.

В 1718 г. Петром I создана Коммерц-коллегия — правительственное учреждение, задачей которого было улучшение состояния русской торговли и обеспечение ее интересов в других странах. Коммерц-коллегия ведала таможнями и всеми вопросами, касавшимися установления таможенных тарифов, таможенных пошлин и сборов. Служба в таможне теряет характер гражданской повинности, высшие чины получают годовое содержание как государственные служащие. Изменилось название управляющих таможен. Если с 1700 г. они назывались таможенными бурмистрами, то с 1720 г. — оберцольнерами (в переводе с немецкого — «досмотрщик», таможенный надзиратель).

Активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл принятый в 1724 г. протекционистский таможенный тариф. Замысел состоял в том, чтобы таможенное обложение соответствовало степени развития российского производства. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или было освоено, или налаживалось.

В петровскую эпоху таможенные пошлины играют особенно заметную роль, содействуя развитию промышленности, торговли, сельского хозяйства. Законодательство этого периода несло на себе печать строгой запретительной таможенной системы, нацеленной на поощрение отечественного производителя.



1 Мерзон А. Ц. Таможенные книги XVII века. — М., 1957. С. 15.

В целях предотвращения контрабандного ввоза и вывоза товаров без уплаты пошлин морем в 1731 г. был принят Морской пошлинный устав, в соответствии с которым устанавливался специальный порядок захода торговых судов в русские морские порты. В 1746 г. был издан Указ о дальнейшем усилении таможенного надзора в прибрежной морской полосе с целью борьбы с контрабандой. Этим указом Россия также устанавливала в Балтийском море зону территориальных вод, находящихся под ее суверенитетом, ширина зоны территориальных вод равнялась дальности пушечного выстрела.

В середине XVIII в. в России взималось 17 различных таможенных сборов. Это серьезно препятствовало расширению торговли, и по инициативе графа П. Н. Шувалова, который руководил внутренней политикой России в 50-х г.г. XVIII в. и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753-1757 гг. была проведена крупная таможенная реформа: отменялись рублевая пошлина и все виды таможенных сборов с внутренней торговли, увеличены в среднем на 13% пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях1, внутренние таможенные границы ликвидировались, и таможенные операции выносились на линию государственной границы.

Криминальное противодействие и тогда влияло на порядок сбора таможенных пошлин. Иностранные купцы зачастую держали на откупе (на зарплате) смотрителей таможен и беспошлинно ввозили в Россию крупные партии ценных товаров. В Мемеле, на границе с Пруссией, открыто орудовали компании, имевшие коррумпированные связи в России. За весьма скромные проценты они «страховали» контрабандные грузы, направляемые в Россию, от угрозы задержания и конфискации. Например, исполняя тайные поручения Александра I, граф Ф.В. Ростопчин написал царю весной 1810 г. о том, что некий надворный советник Барс,таможенный пограничный смотритель с западной границы, проживал в Москве уже с масляницы, почти открыто ведя переговоры с купцами «о товаре, который летом повезут в Россию».



1 Российское законодательство Х-ХХ веков. — М., 1987. Т.5. С.159-166.

Барс желал получить за пропуск товаров взятку в размере четверти положенной пошлины»1. Интересна характеристика лиц, уклонявшихся от уплаты таможенных пошлин. В сборнике «Материалы к истории пограничной стражи», изданном в Петербурге в 1900 г., рассказывается о случае задержания в таможне контрабандистов, пытавшихся ввезти в Россию без уплаты пошлин драгоценности. При осмотре кареты и дилижанса, следовавших из Парижа в Москву, драгоценности были обнаружены в специально оборудованных тайниках. Изъятые контрабандные товары были оценены в большую по тому времени сумму — 48.481 рубль. Автор указанного сборника делал вывод, что на самом деле контрабандой занимаются лица высших слоев общества и торгового сословия. «Возможные случаи освобождения таких лиц от денежной ответственности поощряет их деятельность и побуждают других заняться тем же промыслом»2. В.О. Пузино сообщает, что зимой 1901-1902 г.г. он установил факт совершения контрабандных действий капитаном царской яхты, ввозившим в Россию вино, за что ему пришлось уплатить штрафа в размере 12 тыс. руб. Он же рассказывает о злоупотреблениях в таганрогской таможне, где под судом оказался весь наличный состав таможни, который пропускал с заниженной пошлиной товар из Турции. В Варшавской таможне были случаи подмены товаров с целью уклонения от уплаты большой пошлины, причем департамент таможенных сборов сначала положил под сукно материалы ревизии, а потом был вынужден уволить 21 таможенника3. Однако, как правило, власти были бессильны бороться с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных пошлин, в которой были замешаны лица, занимающие в обществе высокое положение.



1 Дмитриев С. Пограничная служба в России в первой половине XIX века//Пограничник. № 7-8.1944. С.44.

2 Материалы к истории пограничной стражи. — С-Пб., 1901.

3 Пузино В.О. Контрабандисты. - С-Пб., 1907. С. 66, 77-81, 82.

Развитие капитализма в России к середине XIX в. потребовало проведения новой кодификации таможенного законодательства, в котором значительное место отводилось вопросам борьбы с уклонением от уплаты таможенных пошлин и с контрабандой. Систематизированное законодательство об уголовной ответственности за контрабанду в России появилось в Таможенном уставе 1819 г., откуда оно затем было перенесено в Уложение о наказаниях 1845 г. Особо отметим, что составы контрабанды и уклонения от уплаты таможенных пошлин не разделялись; уголовное и таможенное законодательство того периода применяло понятие «дефрауда-ции», — включавшее обманное, мошенническое уклонение от уплаты таможенных пошлин и контрабанду.

Ученые России в своих работах по налогообложению обращали внимание на проблему уклонения от уплаты таможенных платежей, считая необходимым разделение налоговых деликтов. Профессор В.Н. Твердохлебов к способам незаконного уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей относил контрабанду, ложные декларации и сокрытие имущества1. Как следствие дальнейшей разработки этой проблемы в Таможенном уставе 1819 г. помимо контрабанды важное место заняли положения о таможенных пошлинах. Уголовная ответственность наступала и в случаях контрабанды, и в случаях уклонения от уплаты таможенных пошлин.

По Таможенному уставу 1819 г. (§§ 381, 382) и по Уложению о наказаниях 1845 г. товары, провозимые или проносимые помимо таможни за границу или из-за границы, а равно и те, которые привезены из-за границы через таможню, но не указаны в документах, считались «тайно провозимыми». Это положение сохранилось и в Таможенном уставе 1892 г. (ст. 1519).



1 Кучеров И.И. На службе податей казенных, или как велась борьба с налоговыми нарушениями в царской России //Налоговая полиция. 1995.

№5-6.

Новой ступенью развития стал Таможенный устав 1892 г., в котором основными санкциями являлись штраф и конфискация товара. Тайный ввоз и вывоз запрещенных товаров карались конфискацией товара с наложением денежного штрафа в размере двойной стоимости товара (ст.ст. 1522, 1524). За тайный провоз товаров, подлежавших обложению пошлиной, взыскивалась пятикратная пошлина. При этом импортные товары конфисковывались, а экспортные товары возвращались, если был уплачен штраф (ст.ст. 1522, 1524). Если провозящий мог доказать, что товар принадлежит другому лицу, он подвергался денежному штрафу в размере от 30 до 60 руб., а взыскание контрабандной пени переносилось на владельца товара (ст. 1546).

Долгое время поступление податей в Российской империи контролировали Казенная палата (прототип Центрального банка) и ее губернские управления, учрежденные в 1775 г. Однако податная деятельность этого ведомства в основном ограничивалась учетом налогов, поступающих с мест, и носила исключительно канцелярский характер. Силовой части податного аппарата как такового не было, и сбором налогов приходилось заниматься полиции. Битьё плетьми при полиции считалось исправительным наказанием. По своду законов 1832г. оно следовало за тайный ввоз иностранных товаров1. Усилия полиции и податной службы по взысканию казенных платежей были довольно успешными: общий итог недоимок составлял в 1897 г. немногим более 99 млн. руб., или около 5% всех поступлений. По фактам выявленных нарушений по России было составлено 45 578 актов, на основании которых взыскано штрафов на сумму 725 184 руб2.

Совершенствование в законах состава уклонения от уплаты таможенных платежей продолжалась и в начале XX в. По Таможенному уставу 1906 г., если после отбытия нака-



1 Свод законов Российской империи. Т. XV. С. 508, 509, 588.

2 Рудченко И. Я., Жданов Н.И. Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России. — С.-Пб., 1893. С. 68-77.

зания за контрабанду с целью уклонения от уплаты пошлины, лицо вновь совершало преступление, уголовный закон рассматривал это как рецидив и усиливал наказание. Согласно ст. 1067 Таможенного устава за рецидив контрабанды устанавливался штраф в размере двойной стоимости товаров с удалением контрабандиста из 50-верстного пограничного района сроком до пяти лет.

Вопросы контрабанды в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1910 г.) были отнесены в раздел VII «О преступлениях и поступках против имущества и доходов казны». Детализировались также процессуальные вопросы разбирательства, обжалования, исполнения дел о контрабанде и т.д. В нем сохранены положения относительно контрабанды, совершенной группой лиц. При этом в ст. 926 Уложения все преступные действия группы контрабандистов (контрабандный провоз товаров через границу, торговля запрещенными предметами, подкуп таможенных чиновников и служащих других учреждений) приравнивались к преступлениям шаек, воров и мошенников (ст. 925) и наказывались лишением всех прав состояния и направлением в арестантские отделения сроком от трех с половиной до четырех лет. Следовательно, законодатель того периода выделял «организованность» как обязательную криминологическую особенность рассматриваемою преступления.

История развития российского законодательства, в частности норм, регулирующих порядок правового противодействия уклонению от уплаты таможенных платежей, свидетельствует о том, «что в период от Соборного уложения 1649 г. и вплоть до развернувшегося после отмены крепостного права либерального движения за реформы» и принятия Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885г., которое было дополнено в 1903г. и в редакции 1910г., «шел процесс консолидации и систематизации права, а не реформы права в целом»1. Этим можно объяснить некоторое отставание развития нормы (не произошло разделение составов контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей), несмотря на все возрастающее значение таможенных пошлин в регулировании экономики.



1 Реие Давил. Основные правовые системы современности. — М., 1967 С. 167

 Сумма таможенных доходов за 60 лет перед Первой мировой войной возросла более чем вдвое: в 1893-1897 гг. она ежегодно составляла 174 млн. руб., а в 1913 г. — 370 млн. руб.'. В начале XX в. в системе российских государственных доходов таможенные сборы занимали второе место после доходов от торговли крепкими спиртными напитками. Таможенные доходы составляли 14,5% активов доходной части бюджета, а в абсолютных цифрах — более 200 млн. руб. в год2.

Исходя из значимости таможенных платежей в доходной части бюджета была построена и система защиты от неуплаты этого вида налога. Налоговые правонарушения наказывались штрафом, с частичной или полной конфискацией имущества. Различия между уголовным и гражданским судопроизводством были весьма незначительными. Составлялась опись недвижимого имущества и назначались публичные торги. Секвестр (арест) назначался на производственную продукцию, недвижимость, транспортные средства. Так, «По представленному управляющим акцизными сборами Нижегородской губернии отношению были секвестированы три парохода, принадлежащие купчихе Кашиной, за неплатеж 50 тыс. руб. нефтяного сбора»3.

Государственная власть, пришедшая к управлению страной в результате событий октября 1917г., игнорировала прежнюю систему таможенных органов и концепцию таможенного дела.



1 Шапошников Н. Н. Таможенная политика России до и после революции. - М., 1924. С. 55.

2 Лодыженский К. Таможенные учреждения. — В книге: Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза, И. Ефрона. — С.-Пб., 1901. Т.64. С. 585.

3 Криминалистика. Расследование преступлений в сфере экономики. Учебное пособие. Нижегородская высшая школа МВД России. 1995. С.43.

В письме об отмене денежных налогов от 30.11.1920г. В.И. Ленин утверждал, что «денежная форма налогов, в том числе таможенных пошлин устарела, так как переход от денег к безденежному продуктообмену бесспорен»1. В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1917-1921 гг.) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота серьезно затрудняли использование таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими государствами. В связи с незначительностью таможенных платежей не было необходимости признавать уклонение от уплаты таможенных платежей общественно опасным деянием.

Таковым являлось только понятие контрабанды, которое было введено Декретом от 29.12.1917 г. «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров». Контрабандные товары определялись по признаку наличия у владельца разрешения уполномоченного государством органа на ввоз и вывоз любых товаров2. Товары, ввозимые в страну без разрешения, считались контрабандными и конфисковывались таможенными учреждениями. На Государственное Политическое Управление — самостоятельное ведомство, подчинявшееся непосредственно Совнаркому РСФСР, возлагалось расследование контрабанды. Так, братья Черен-Спиридовичи и биржевой маклер Берлисон скупили за бесценок акции национализированных предприятий на пять миллионов рублей и перепродали их германскому посольству. Советское государство было вынуждено оплатить ценные бумаги в соответствии с международным договором (условия Брестского мира). 2 июня 1918 г. Коллегия ВЧК вынесла постановление о расстреле преступников3.



1 Ленинский сборник XXXIV. — М., Госполитиздат. 1942. С.384.

2 СУ РСФСР. № 14. 1918.

3 Эстрин А. Я. Эволюция советской уголовной политики. — М., 1929.

Борьба с преступлениями во внешнеэкономической сфере возлагалась на транспортные отделы ВЧК-ОГПУ. Особая роль по борьбе с внешнеэкономическими преступлениями отводилась пограничным службам2. В августе 1918 г. ВЧК издала инструкцию пограничным ЧК и комиссарам на пограничных пунктах. В соответствии с ней пограничные ЧК осуществляли контроль за провозимыми контрабандным путём товарами через пограничную линию в ту или иную сторону в нарушении государственных распоряжений. Они вели дознание по контрабандным преступлениям. Пресечение контрабандной деятельности основывалось на соответствующих правовых государственных актах. Как отмечает С.К. Цвигун, контрабандные преступления в основном совершали иностранцы3.

Декретом СНК от 03.01.1921 г. «О реквизициях и конфискациях»4 законодатель впервые вводит в понятие контрабанды такие признаки, как сокрытие товаров, денег и всякого рода предметов от таможенного контроля путём каких-либо ухищрений, или их тайное перемещение помимо таможенных учреждений. Исключение составляли лишь очень немногие предметы, которые приравнивались к контрабандным вне зависимости от способа провоза их через границу. Впервые давалось определение бесхозной контрабанды. В этих случаях товары конфисковывались.



1 В октябре 1921г. постановлением Совета труда и обороны (далее СТО) РСФСР отменен приказ Транспортного отдела ВЧК, в котором местным ЧК предписывалось не реквизировать провозимую багажом соль сверх установленной СНК нормы (один пуд). В постановлении СТО предлагалось начальнику Транспортного отдела ВЧК Благонравову расследовать, кем подписывалась телеграмма, объявлявшая этот приказ и привлечь виновных к ответственности. Органы Транспортного отдела ВЧК обязывались задерживать всех пассажиров, провозящих соль сверх установленной нормы и немедленно направлять их в соответствующие судебные органы. - См.: В.И. Ленин и ВЧК. — М., 1985. С. 16-17.

2 С февраля 1921 г. по февраль 1941 г. пограничными войсками задержано 2 000 кг. контрабандного золота. — См.: Любимов С., Марченко А. Контрабанде — пограничный заслон //Пограничник. 1969. № 17. С. 12.

3 В 1969-70 гг. пресечено более 10 тыс. случаев контрабанды и других преступлений со стороны иностранцев. У преступников изъято по приговорам судов около 90 кг. золота в монетах, более 10 кг. платины, свыше 1 млн. рублей наличными, 25 легковых автомобилей и другие ценности на сумму свыше 2 млн. рублей. — См.: Цвигун С.К. Тайный фронт. — М., Политиздат. С.315.

4 СУ РСФСР. 1921. № 5. С. 37.

Неудачи в экономике потребовали изменения отношения новой власти ко всем составляющим финансово-хозяйственного механизма государства. Рассматривая военный коммунизм, его авторы признали, что он не был и не мог быть политикой, отвечающей хозяйственным задачам государства. После провозглашения новой экономической политики В.И. Ленин говорил, что «на экономическом фронте, с попыткой перехода к коммунизму, мы к весне 1921 г. потерпели поражение. Оно выразилось в том, что наша хозяйственная политика не создала подъема производительных сил»1. НЭП со своей рыночной структурой ненадолго актуализировал таможенные сборы.

С отменой НЭПа внешнеэкономическая деятельность снова монополизирована государством. Экспортно-импортные операции проводились только государственными предприятиями. В социалистической экономике таможенные пошлины носили смешанный характер: одна часть взималась в денежной форме, а другая — в виде различных денежных суррогатов, например, переводной рубль (применялся для взаиморасчетов со странами СЭВ). Таможенные пошлины в расчётах с несоциалистическими государствами и частными лицами взимались наличными деньгами.

В декрете СНК от 17.10.1921 г. «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ»2 за совершение контрабанды в виде промысла при отягчающих обстоятельствах предусматривалась высшая мера социальной защиты — расстрел. Наказание за контрабанду в виде смертной казни отменено Законом об уголовной ответственности за государственные преступления, принятым 25.12.1958 г. сессией Верховного Совета СССР, когда случаи контрабанды стали уже единичными, и поэтому она не представляла собой большой общественной опасности.


1 В.И.Ленин. Поли. собр. соч., т. 44. С. 159.

2 СУ РСФСР. 1921. № 70. С. 564.

Наряду с усилением охраны государственных границ и совершенствованием работы таможенных учреждений разрабатывались уголовно-правовые и административно-правовые методы борьбы с контрабандой. В принятом 01.09.1922 г. декрете «О таможенной охране» предусматривалась ответственность только за контрабанду. К правонарушителю применялись гражданско-правовые санкции в виде конфискации предметов контрабанды и штрафа. Все дела о простой контрабанде разрешались конфискацией в административном порядке таможенными органами.

В УК РСФСР 1922 г. контрабанда (ст. ст.74,104) отнесена к государственным преступлениям. Как писал М.М. Исаев «... Многими своими чертами уголовное право гражданской войны воспроизводит нормы обычной войны...»1. Практика борьбы с преступностью во многом опережала теоретическую разработку конкретных проблем уголовного права, т.е. содержание практики борьбы с преступностью не обрело соответствующую правовую форму, отражённую в законодательстве. Отсюда незаконное применение внесудебных репрессий органами ГПУ за совершение внешнеэкономических преступлений. Так, 16.10.1922г. декрет ВЦИК предоставил органам ГПУ право применять внесудебную репрессию вплоть до расстрела.

Принятые «Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» сформулировали важнейшие .принципы советского уголовного права и явились основой для всех изданных после 1924 г. уголовных кодексов союзных республик. С 01.01.1927 г. введен в действие Уголовный кодекс РСФСР, который с последующими изменениями и дополнениями действовал до 1960 г. Уголовное законодательство о контрабанде, сложившееся к 30-м г.г., оставалось в основном неизменным до принятия Верховным Советом СССР 25.12.1958 г. «Закона об уголовной ответственности за государственные преступления». Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в вышеуказанных законах СССР не предусматривалась.



1 Исаев М.М. Общая часть уголовного права РСФСР. — М., 1925. С. 92.
 

При государственной монополии на внешнюю торговлю экономический ущерб от преступлений во внешнеэкономической сфере сводился главным образом к ущербу от контрабанды1. За таможенные правонарушения, связанные с неуплатой сборов и пошлин, юридическая ответственность ограничивалась административным наказанием. Так продолжалось до известных политических событий конца 80-х начала 90-х г.г., за которыми последовали экономические реформы. С принятием 27.12.1991 г. закона «Об основах налоговой системы в РФ» и выходом Указа Президента России от 15.11.1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»2 изменилась налоговая система. Правительству РФ предложено до 01.01.1992 г. утвердить положение о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров и представить предложения по порядку налогообложения экспортно-импортных операций и о размерах ставок соответствующего налога и таможенных тарифов. В 1993 г. принят Таможенный кодекс РФ (далее ТК). Последующие изменения в экономике и политике общеизвестны. Вектор перемен был направлен от монополии государства в ВЭД к его жесткой регламентации, либерализации и увеличению числа её участников. Вторжение большого числа новых субъектов в сферу внешнеэкономических связей, ранее полностью монополизированных государством, при одновременном ослаблении контролирующей роли государства, привело к резкому росту фактов уклонения от уплаты таможенных платежей.



1 За период с 1961 по 1970 гг количество дел, заведённых таможенными органами на лии, совершивших контрабандные действия, возросло примерно на 1%. а в 1971-72 гг. на 14%. Особенности лии, совершивших контрабандные преступления: при выезде за границу — 39%, на военнослужащих — 21%. Предметами контрабанды в основном являлись: товары ширпотреба (ткани, текстильные изделия, плащи и т.д.) — почти 60%, валюта и валютные ценности — около 40% обшей суммы задержанных предметов контрабанды. См.: Колдаев В.М. История и современные способы борьбы с контрабандой в СССР.: Дисс. ...канд.юрид.на-ук. — Л., 1972. С. 30-41.

2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 47. Ст. 1612.

Негативные последствия для экономики государства вследствие уклонения от уплаты таможенных платежей вызвали необходимость криминализации деяния. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР»1 от 01.07.1994г. включил специальную норму 162-6 «Уклонение от уплаты таможенных платежей», которая действовала до 01.01.1997г.

С вступлением в силу с 1 января 1997 г. нового Уголовного кодекса, рассматриваемая норма представлена в иной редакции. Законодатель применил значительное смягчение санкции по сравнению со ст. 162-6 УК РСФСР. Однако ряд недостатков конструкции статьи, а также возросшая общественная опасность непоступления средств в федеральный бюджет в период кризисных явлений в экономике вызвало необходимость внесения изменений в статью УК, предусматривающую ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Федеральным законом № 92-ФЗ от 25.06.1998 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» ст. 194 представлена в обновленной редакции. Сравнительная таблица этих норм дана в таблице 1.



1 Российская газета. 1994.7 июля.

Таблица 1

Сравнительная таблица редакций статьи УК, предусматривающих ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей
 
Ст. 162-6 УК РСФСР Уклонение от уплаты таможенных платежей
 
ст. 194 УК РФ Уклонение от уплаты таможенных платежей
 
ст. 194 УК РФ Уклонение от уплаты таможенных плате жей, взимаемых с организаций или физического лица
 
1. Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах — наказывается лишением свободы на срок до одного года или штрафом от трехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда. 1. Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере — наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо обязательными работами на срок от двадцати до ста восьмидесяти часов. 1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот ста сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупных размерах — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой или штрафом от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда. 2. То же деяние, совершенное неоднократно—наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
 
2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 198 или 199 настоящего Кодекса;

в) неоднократно;

г) в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты таможенных платежей— наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества        
Примечание. Под уклонением от уплаты таможенных платежей в крупных размерах следует понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупных размерах — тысячу минимальных размеров оплаты труда Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячи минимальных размеров оплаты труда. Примечание. 1. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — три тысячи минимальных размеров оплаты труда. 2. Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 198 или 199 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.