1.3. Роль таможенных платежей в экономике России и значение уголовного закона в регулировании таможенно-налоговых отношений.

Радикальные экономические преобразования в России затронули важнейшие инструменты воздействия государства на экономику: государственный бюджет и тесно связанную с ним налоговую систему.

Таможенные и иные налоги — это часть национального дохода, мобилизуемая во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определённые сроки1.

Современные экономические теории предполагают, что налогообложение выполняет три основные функции:

а) фискальную;
б) распределительную;
в) стимулирующую.

Фискальная (бюджетная) функция, состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Выполняя фискальную функцию, налоги аккумулируют часть национального дохода для осуществления государством своих важнейших функций, в частности:

— обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны;
— охраны общественного порядка;
— содержания социальной сферы;
— развития фундаментальной и прикладной науки и т.д.

Распределительная функция налогов играет особую роль в процессе воспроизводства. Посредством этого государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный, спрос населения.

Путем решения этой задачи правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы.



1 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. — М., 1997. С. 156.

Здесь важное значение имеют следующие функции:

— перераспределение дохода и богатства;
— корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта;
— стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Стимулирующая функция — это своеобразный инструмент, рычаг и орудие, благодаря которым государство воздействует на те или иные субъекты экономической деятельности путем формирования предпочтительных видов деятельности. Для России особенно актуальна функция стабилизации экономики, которая осуществляется через государственный бюджет, путем установления целесообразных размеров государственных расходов и оптимального уровня налогообложения. Государство через налогообложение обеспечивает социальные нужды, поддерживает надлежащее состояние экономики, оптимизирует хозяйственную и иную деятельность в обществе.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками» объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговых ставок.

Любое развитое в экономическом отношении государство использует в качестве косвенного воздействия на экономику и формирование своих доходов целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации. В зависимости от используемых в качестве основных классификационных признаков, совокупность налогов делится на следующие:

а) от объекта обложения — на прямые и косвенные;
б) от органа, осуществляющего взимание и распоряжение налогом — на федеральные, региональные и местные;
в) от порядка использования — на общие и специальные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и др.;

Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (далее НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. Косвенный налог переносит бремя (полностью или частично) на потребителя товара, который предположительно имеет возможность платить. В пополнении доходной части федерального бюджета велико значение косвенных налогов (см. табл. 3).

Таблица 3 Доходы федерального бюджета РФ за 1996г.
 
Виды доходов
трлн. руб.
% к общей сумме доходов бюджета
Налоговые доходы — всего
282,5
81
в том числе:
 
 
НДС
126,9
37
Акцизы
44,1
13
Ввозные таможенные пошлины
15,2
4
Вывозные таможенные пошлины
21,9
6
Лицензионный сбор за право производства алкогольной продукции
3,5
1
Налог на прибыль предприятий и организаций
55,5
16
Подоходный налог с физических лиц
5,0
1
Платежи за пользование природными ресурсами
8,1
2
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
3,4
1
Неналоговые доходы
64,7
19
В том числе:
 
 
Доходы целевых бюджетных фондов
26,7
9
Доходы от федерального имущества, от приватизации, от ВЭД
31,0
10
Итого доходов
347,2
100

Как следует из табл. 3, основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налога (НДС, акцизы, таможенные пошлины, лицензионный сбор за право производства алкогольной продукции).

Федеральные налоги в соответствии с законом об основах налоговой системы государства действуют на всей территории Российской Федерации. Эти налоги уплачиваются лицами, признаваемыми налогоплательщиками этих налогов. Федеральные налоги зачисляются в федеральный бюджет или федеральные внебюджетные фонды. К ним относятся:

— налог на добавленную стоимость;
— акцизы на отдельные виды товаров и некоторые виды минерального сырья;
— налог на доход (прибыль) предприятий (организаций);
— налог на доходы от капитала;
— государственная пошлина и т.д.

Таможенные платежи в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ являются федеральным налогом. В условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования таможенные платежи как вид налогов играют важную роль в системе государственных доходов. Так, в 1997 г. ГТК РФ перечислил в федеральный бюджет 66,56 трлн. руб., план по сбору платежей в бюджет перевыполнен на 21,4%.

Региональные и местные налоги, устанавливаемые на основе и в соответствии с общими принципами налогообложения в Российской Федерации, уплачиваются лицами, признаваемыми налогоплательщиками этих налогов. Эти налоги зачисляются в соответствующие региональные бюджеты (внебюджетные фонды) и являются источником доходов этих бюджетов (внебюджетных фондов).

Общие налоги обезличены, средства их поступают в государственную казну и используются, как правило, на общегосударственные мероприятия. Специальные (целевые) налоги используются для строго определенных целей

Государственный бюджет любой страны, как правило (Россия в данном случае не является исключением), зиждется на двух основах — системе налогов и таможенных платежах. Уплата таможенных платежей — одно из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.

Криминальное предпринимательство вытесняет честный бизнес, уклоняется от уплаты таможенных платежей и присваивает значительную часть национального достояния.

Многие ученые уклонение от налогообложения, в том числе от уплаты таможенных платежей, относят к одной из основных внутренних экономических угроз'. С.Б. Чернов считает, что сокрытые от налогообложения средства являются одним из источников, питающих организованную преступность2. А.Н. Козырин к негативным последствиям уклонения от уплаты налогов относит: недополучение бюджетом средств, приводящее к сокращению доходной части и способствующее росту дефицита бюджета; установление в результате уклонения отдельных предприятий от уплаты налогов, неравенства между добросовестными налогоплательщиками и нарушителями налогового законодательства, идущего в разрез с принципами рыночной конкуренции; нарушение принципа социальной справедливости, поскольку неплательщики налогов переносят добавочное налоговое бремя на тех, кто исправно выполняет свои налоговые обязательства3. Суммируя негативные последствия, можно с уверенностью утверждать о нанесении данным преступлением признаков угроз экономической безопасности России4.



1 Архипов Л., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценка, проблемы, способы обеспечения //Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 39.

2 Чернов С. Б. Нарушение принципов налогообложения как фактор роста организованной преступности //Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. — М., МИ МВД РФ. 1994. С. 91.

3 Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. — М.: «Манускрипт», 1993. С. 93.

4 Экономическая безопасность страны — это защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз, источником зарождения и развития которых являются внутренние и внешние противоречия. — См.: Ипполитов К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. — М.,1996. С. 30.; Указ Президента РФ от 29.04.% г. № 608. «О Государственной стратегии экономической безопасности РФ».

Государственная стратегия экономической безопасности РФ — составная часть национальной безопасности РФ. Цель государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешному противостоянию внутренних и внешних угроз. Объекты экономической безопасности РФ — личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Уклонение от уплаты таможенных платежей негативно влияет на экономическую безопасность России, так как неплатежи в федеральный бюджет в условиях его дефицита приводят к росту социальной напряженности вследствие отсутствия денег на выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и пенсионерам. Кроме того увеличивается налоговое бремя на добросовестных налогоплательщиков, происходит разорение отечественных производителей.

Так, секвестр бюджета в 1997 г. произведен из-за недобора налогов, в том числе и таможенных платежей. Это потребовало предложить правительством Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации принять закон «О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 г.», предполагавший существенные сокращение по расходам на социальных программы. Статьи расходов на образование, науку, сельское хозяйство, государственное управление были сокращены в среднем на 55%'. В связи с этим напряжение в обществе возросло, усилилось обнищание населения, которое имело и криминологические последствия. По данным аппарата Президента России в 1997 г. в различных формах социального протеста (митинги, забастовки) приняло участие до 7 млн. граждан, а около 8000 тысяч прибегли к голодовкам.



1 Никитина Е. Чубайс минус ваучер равняется секвестр //Аргументы и факты. №21.21.05.1997.

Эффективное осуществление внешнеэкономических отношений, нейтрализация такого криминального явления как уклонение от уплаты таможенных платежей уголовно правовыми средствами создает условия для сохранения и приумножения экономического потенциала.

Бытует мнение, что роль уголовного права в регулировании сферы налогообложения незначительна. Безусловно, в роли регулятора налоговых правоотношений лидирующее место занимают другие отрасли права — налоговое, таможенное, финансовое и гражданское. По замыслу законодателя, уголовно-правовые нормы должны охранять сферу налогообложения, интересы государственного бюджета и таким образом способствовать осуществлению социальной справедливости. «Уголовное право — одна из отраслей права, которой присущи все признаки, свойственные праву в целом, а также специфические признаки, вытекающие из его отраслевой принадлежности. От других отраслей оно отличается предметом, т.е. кругом регулируемых общественных отношений»'.

Уголовно-правовой аспект регулирования таможенно-налоговой системы России — важнейший инструмент пополнения доходной части федерального бюджета и смягчения социальной напряженности с вытекающими от этого последствиями, в том числе и криминогенного характера. Борьба с преступностью осуществляется на основе уголовной политики, содержание которой социально обусловлено. Процесс преобразования в обществе и экономике неизбежно отражается как на преступности, так и на политике борьбы с нею. Таким образом, уголовная политика — сложное, многогранное социально-политическое образование2.


1 Наумов А.В. Механизм уголовно-правового регулирования //Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. — М., 1996. С. 5.

2 Гришанин П.Ф. Понятие и основные принципы уголовной политики демократических государств. (Лекция). — Академия МВД РФ. М., 1992.

Применительно к данной теме уголовная политика — комплекс мер по предупреждению, выявлению, расследованию и должной правовой оценке фактов уклонения от уплаты таможенных платежей и недопущению использования неправомерных доходов преступниками. Уголовная политика в отношении борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей направлена на принуждение к исполнению физическими и юридическими лицами налоговой и бюджетной дисциплины.

Выводы по первой главе.

Вид юридической ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей напрямую зависит от:

— экономической политики государства и уровня его развития;
— правовой системы, доминирующей в государстве.

В России уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей имеет глубокие исторические корни и восходит к древнейшим памятникам российского уголовного права. Основным видом наказания являлась имущественная ответственность.