ГЛАВА 2.

ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ПОРЯДОК ИХ УПЛАТЫ

2.1. Понятие и виды таможенных платежей

Таможенные платежи — это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Уплата платежей — одно из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.

Внутренняя структура таможенных платежей состоит из налогов, пошлин, сборов и других видов платежей, взимаемых в связи с совершением экспортно-импортных операций на основании действующего законодательства.

Налог в Российской Федерации — это обязательный и безвозмездный взнос в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или соответствующие внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиком по ставке, установленной в законодательном порядке. Основные составляющие любого налога — объект налогообложения, налогооблагаемая база и налоговая ставка. Объект налогообложения — это доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и др. Под налогооблагаемой базой следует понимать сумму, с которой взимаются налоги, а под налоговой ставкой — долю изъятия.

Налоги на юридические сделки обычно имеют форму пошлины1 и ложатся не на всех налогоплательщиков, а лишь на тех, кто участвует в подобных сделках.

В юридической литературе различие между пошлиной и сбором однозначно не оговорено. В России разграничение этих понятий проводится в зависимости от того, куда поступали уплачиваемые средства. В Таможенном уставе 1906 г. данные термины разъяснились следующим образом. Если средства поступают в бюджет, независимо от того, кому они непосредственно уплачивались (так называемые фискальные таксы), то такие платежи называли пошлиной. Если платеж поступал в пользу организации (так называемые чиновничьи таксы), такой платеж называли сбором. В настоящее время это основание разграничения пошлин и сборов утратило свое значение. Теперь сбором, называют платежи за обладание специальным правом (сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и т.п.). Пошлины уплачиваются за совершение в пользу налогоплательщиков юридически значимых действий (оказание административных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению и т.п.). Кроме того, пошлины могут взиматься за пользование государственным имуществом либо за предоставление лицу каких-либо услуг, не относящихся к административным (например, за пользование улицей для проведение киносъемок, если это требует проведения специальных мероприятий со стороны государственных органов: ограничение движения и т. п.)2.



1 Закон РСФСР «О государственной пошлине» от 09.12.1991 г. с изм. и доп. //Законность. 1993. № 12. С. 70-79.

2 Гражданское право. Словарь-справочник. — М. Юринформцентр. 1996. С. 82.

В законодательстве ФРГ понятие пошлины шире — это платежи, устанавливаемые либо в связи с индивидуальным получением выгоды, либо с целью выравнивания расходов, финансовую ответственность за которое несет индивид. Иными словами, пошлина имеет целью покрытие расходов, связанных не только с конкретным лицом, но и с группой лиц, к которой принадлежит плательщик пошлины1. Взносами в Германии называют близкие к пошлинам платежи членов корпораций публичного права на финансирование нужд объединения. Платежи участников не корпоративных групп отнесены к особым выплатам. Например, в силу традиции регулирование отчислений на социальное страхование относится к налоговому праву. Сборами называются платежи не за оказание услуг, а за предпочтение при оказании услуг государственным органом2.

Другое основание разграничения понятий пошлин и сборов проводится, например, по законодательству Франции, где пошлина взыскивается без установления определенного соотношения со стоимостью оказанных услуг, в то время как размер сбора корреспондирует стоимости услуги3.

Современное законодательство России не проводит четкого разграничения между понятиями «налог», «сбор», «обязательный платеж», «пошлина», ограничиваясь общей констатацией. Для определения содержания термина «налог» следует обратиться к ч. 1. ст. 8 Налогового кодекса (НК) РФ, в которой указано, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В ч. 2 ст. 8 НК РФ дано определение понятия «сбор». В отношении других элементов налогообложения действует правило, заключенное в ст. 11 НК РФ: «... понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».



1 Государственное право Германии. В 2-х томах. — М., Институт государства и права РАН. 1994. Т. 2. С. 124.

2 Там же. С. 151.

3 Козырин А.П. Налоговое право зарубежных стран, вопросы теории и практики. — М.. Манускрипт. 1993. С. 31.

В силу традиции платеж, реально являющийся налогом, может быть назван пошлиной или сбором. Вследствие этого, косвенный налог, уплачиваемый при пересечении товарами таможенной границы государства, традиционно принято называть таможенной пошлиной. Вопреки своему названию таможенная пошлина имеет не пошлинную, а налоговую природу и представляет собой косвенный налог, которым облагается трансграничный оборот (ввоз, вывоз, в редких случаях — транзит) товаров1.

Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе Российской Федерации. Им же (ст. ПО) определены виды таможенных платежей. К ним относятся:

Наиболее значимые виды таможенных платежей — пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и др. В


1 Козырин А. Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Автореф. дисс на соискание ученой степени докт. юрид. наук. — М., 1994. С. 24.

основном криминальное уклонение от уплаты и совершается при взимании этих платежей, поэтому раскроем их более подробно.

Таможенная пошлина

Таможенная пошлина — в соответствии с Законом «О таможенном тарифе» — это платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В мировой практике в зависимости от направленности перемещения товаров таможенные пошлины подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные), транзитные.

Основную часть таможенных пошлин практически во всех странах мира, в том числе и в России, составляют импортные (ввозные) пошлины. Импортные пошлины устанавливаются на ввозимые в Россию товары и предназначены для:

— зашиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику;
— оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиций требований платежного и торгового балансов страны;
— рационализации структуры ввозимых на территорию России товаров;
— создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
— пополнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

Экспортные (вывозные) пошлины устанавливаются на товары, произведенные на территории России и вывозимые за её пределы. Экспортные пошлины в основном применяются для:
— ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны;
— сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки;
— пополнения доходной части бюджета страны.

В большинстве стран мира, особенно в экономически развитых странах, экспортные пошлины применяются значительно реже, нежели импортные. В России, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 апреля 1996 г. № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» с 1 апреля 1996 г. отменены вывозные таможенные пошлины на все товары, за исключением нефти и газового конденсата. Постановлением Правительства РФ от 4 января 1999 г. № 17 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации»' в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности утверждены вывозные таможенные пошлины на ряд товаров, вывозимых с территории Российской Федерации за пределы государств-участников СНГ, сроком на 6 месяцев. Таким образом позиция России в этом вопросе не является устоявшейся и в большой степени зависит от экономической ситуации, которая остается довольно сложной.



1 Собрание законодательства РФ. 1999. № 2. Ст. 308.

Транзитные пошлины, взимаемые с товаров, провозимых через территорию страны в другие страны (транзитом), могут устанавливаться для:

— регулирования (сдерживания) потоков определенных групп товаров через территорию страны;
— пополнения государственной казны.

Транзитные пошлины исторически использовались в фискальных и политических целях (как средство давления на соседние государства). В настоящее время транзитные пошлины почти не используются в мире. В России они полностью отсутствуют.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из основных налогов в Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» с последующими изменениями и дополнениями он представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства.НДС определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками налога на добавленную стоимость внутри страны являются:

а) предприятия и организации, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие роизводственную и иную коммерческую деятельность;
б) полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени;
в) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).

Экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации; обороты по реализации товаров магазинами беспошлинной торговли от налога на добавленную стоимость освобождаются.

НДС облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации. Плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

НДС на импортируемые товары выполняет две функции:


Акцизы

В соответствии с Федеральным законом от 7 марта 1996 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» с последующими изменениями и дополнениями акциз — это косвенный налог, входящий в состав цены отдельных товаров.

Товары, облагаемые акцизом, называются подакцизными товарами. Акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Номенклатура отечественных и импортируемых подакцизных товаров одинакова и определяется в законодательном порядке. Согласно указанного закона акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию Российской Федерации, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

К спиртосодержащей подакцизной продукции относятся растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции с объемной долей этилового спирта свыше 12 процентов, содержащегося в подакцизной продукции, за исключением спиртосодержащих лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также средств, изготавливаемых аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, лике-роводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке, прошедших государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.

Письмом ГТК РФ от 30 июня 1998 г. № 09-13/13819 «О взимании акцизов» разъяснено, что до настоящего времени Правительством Российской Федерации не определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные производить регистрацию парфюмерно-косметической продукции, которая может рассматриваться как государственная в целях исполнения указанного Федерального закона.

К ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами, относятся изделия, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и (или) в декоративных и иных целях, для выполнения различных ритуалов и обрядов, монеты, памятные, юбилейные и другие знаки и медали (за исключением монет, имеющих статус законного платежного средства и прошедших эмиссию, государственных наград, медалей, знаков отличия и различия, статус которых определен федеральными законами или указами Президента Российской Федерации, а также законами или иными нормативными актами государств-участников Содружества Независимых Государств), изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга, недрагоценных материалов со вставками из драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга. Не относятся к ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами, предметы культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении (за исключением обручальных колец).

Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами. В то же время акцизы по ввозимым товарам служат источником пополнения доходной части федерального бюджета. Доля акцизов в объеме таможенных платежей составляет значительную долю. Основная причина резкого увеличения доли акцизов в том, что с 1996 г. таможенной службе поручено взимать акциз не только с импортируемых товаров, но и с экспортируемых (нефть, газовый конденсат, природный газ).

Таможенные сборы за таможенное оформление

Процедура, связанная с таможенным оформлением (см. раздел 1.3 данной главы), рассматривается в качестве услуги, предоставляемой таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности. Таможенные сборы за таможенное оформление и предсталяют собой плату за эту услугу. Таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом. Средства, образуемые за счет таможенных сборов за таможенное оформление, являются федеральной собственностью и входят в состав федерального бюджета Российской Федерации.

Таможенные сборы за хранение товаров

Таможенные сборы взимаются за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Российской Федерации.

Таможенная склад — это таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения.

Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, а также иных товаров, перечень которых может определяться ГТК Российской Федерации.

Обеспечение хранения товаров осуществляется путем использования специально выделенного и обустроенного помещения или иного места (таможенного склада). Владельцами таможенных складов могут быть таможенные органы Российской Федерации либо российские лица. Таможенные склады, учреждаемые таможенными органами являются складами открытого типа, т.е. доступными для пользования любыми лицами.

Товары могут находиться в режиме таможенного склада в течение трех лет. Указанный срок для отдельных категорий товаров может ограничиваться ГТК Российской Федерации,

а для отдельных лиц — иными таможенными органами Российской Федерации. Срок хранения товаров в режиме таможенного склада не может быть менее одного года. По истечении установленного срока товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенный режим либо помещен на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган Российской Федерации.

Товары и транспортные средства с момента их предоставления таможенному органу Российской Федерации для таможенного оформления и декларирования и до их выпуска либо предоставления лицу в соответствии с избранным таможенным режимом находятся на временном хранении под таможенным контролем (ст. 145 ТК).

В соответствии со ст.ст. 146, 147 ТК временное хранение осуществляется на складах временного хранения (специально выделенных и обустроенных помещениях и местах), учреждаемых таможенными органами либо российскими лицами на основе лицензий таможен Российской Федерации. Склады временного хранения, учреждаемые таможенными органами, являются складами открытого типа, т.е. открытыми для пользования любыми лицами.

На склад временного хранения могут помещаться любые товары. В соответствии со ст. 155 ТК сроки временного хранения устанавливаются таможенными органами Российской Федерации исходя из времени, необходимого на подачу таможенной декларации, характера товара и используемого транспортного средства. Сроки могут продлеваться, но общий срок не может превышать двух месяцев.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров

Таможенное сопровождение товаров осуществляется с учетом правил доставки товаров под таможенным контролем. Под доставкой товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем понимается перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взима-

ния таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики.

При перемещении товаров под таможенным контролем используются понятия в следующих значениях:

доставляемый товар — это товар, перевозимый под таможенным контролем от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения;

таможенный орган отправления:

— ввозимых товаров — это таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации либо место их ввоза с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации;

— вывозимых товаров или товаров, перевозимых между складами, — это таможенный орган, в регионе деятельности которого находится товар;

таможенный орган назначения:

— при доставке ввозимых товаров или товаров, перевозимых между складами — это таможенный орган, в регионе деятельности которого находится получатель товаров или его структурное подразделение;

— при доставке вывозимых товаров — это таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится территория свободной таможенной зоны или таможенный склад;

промежуточный таможенный орган — это таможенный орган, в регионе деятельности которого производятся разрешенные таможенными органами грузовые операции с доставляемыми товарами;

получатель — это лицо, которому перевозчик в соответствии с заключенным им договором, на основании которого он осуществляет перевозку груза, должен выдать пе-

ревозимые им товары в пункте назначения либо сведения, которые указаны в документе перевозчика;

партия товаров — это товары, перевозимые в адрес одного получателя одним транспортным средством по одному транспортному документу;

зона таможенного контроля — это специально выделенное и обозначенное место, предназначенное для хранения товаров и транспортных средств, а также проведения с ними грузовых и иных операций под таможенным контролем;

склады — склады временного хранения, таможенные и свободные склады.

Доставка применяется в отношении:

Доставка начинается и соответственно заканчивается:
 


Доставка товаров, транспортных средств и документов на них должна быть произведена в сроки, установленные таможенным органом отправления в соответствии с обычными сроками доставки, исходя из возможностей транспортного средства, установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц1.

Таможенный орган принимает решение об осуществлении таможенного сопровождения товаров в случае:

— когда перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, не может быть осуществлена таможенным перевозчиком;

— когда пограничным таможенным органом принято решение о производстве досмотра товаров на приграничных складах временного хранения;

— когда соблюдение таможенного законодательства не может быть обеспечено иными мерами, включая применение обеспечения уплаты таможенных платежей.

В случае осуществления таможенного сопровождения товаров в регионе деятельности одной таможни порядок подтверждения факта доставки товаров и учет перевозок с таможенным сопровождением определяются начальником этой таможни.



1 В соответствии со ст. 172 ТК декларантом может быть лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный брокер.