2.2. Порядок исчисления таможенных платежей

Основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» с последующими изменениями и дополнениями (Приложение 1).



1 Подробнее об этом см.: Перемещение товаров под таможенным контролем. — М.: Благовест; Центр экономики и маркетинга, 1999.

Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам и сумма акциза.

Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок определения таможенной стоимости являются названный закон, а также постановления Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. № 856 и от 7 декабря 1996 г. № 1461, утвердившими Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (Приложение 2) и Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (Приложение 3).

Таможенная стоимость товаров используется при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установлении стоимости товаров для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, при ведении таможенной статистики.

Заявляемые декларантом' таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определимой, объективной и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации таможенные органы вправе использовать имеющиеся у них сведения (ценовую информацию по аналогичным товарам, в том числе содержащуюся в каталогах торговых фирм и иных справочниках) с соответствующей корректировкой.

При возникновении необходимости в дополнительном по отношению к установленному таможенным законодательством Российской Федерации времени на определение таможенной стоимости декларант может обратиться к таможенному органу с просьбой предоставить ему товары в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии с установленным порядком предоставления отсрочек по уплате импортной пошлины.

Увеличение срока таможенного оформления грузов, обусловленное определением таможенной стоимости, не может использоваться для получения импортером фактической отсрочки уплаты таможенной пошлины. За каждый день фактической отсрочки в результате действия или бездействия импортера взимаются пени в размере 0,2 процента причитающихся платежей, рассчитанных исходя из принятой таможенным органом окончательной величины таможенной стоимости товаров.

Определение таможенной стоимости импортируемых товаров производится путем последовательного применения следующих методов оценки:

а) по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

б) по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);

в) по цене сделки с однородными товарами (метод 3);

г) вычитания стоимости (метод 4);

д) сложения стоимости (метод 5);

е) резервный метод (метод 6).

Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). В случае, если основной метод не может быть использован, применяется один из других перечисленных методов. При этом каждый последующий метод таможенной оценки применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости (методы соответственно 4 и 5) могут применяться в обратной последовательности по усмотрению декларанта.

Метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1)

В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода 1 принимается цена сделки непосредственно с ввозимыми товарами, подлежащими оценке. Под ценой сделки понимается как цена, фактически уплаченная, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.

При использовании цены сделки для определения таможенной стоимости в нее включаются следующие расходы, если они не были ранее в нее включены:

а) расходы на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе:
 

б) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

в) соответствующая часть стоимости следующих товаров (работ и услуг), которые прямо или косвенно были предоставлены импортером бесплатно или по сниженной цене в целях использования для производства или продажи (отчуждения) на экспорт оцениваемых товаров:
 

г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые импортер прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия продажи (отчуждения) оцениваемых товаров;

д) часть дохода импортера от любой последующей продажи (отчуждения) или использования оцениваемых товаров, которые подлежат возврату экспортеру.

Цена сделки с ввозимыми товарами не может быть использована для определения таможенной стоимости, если:

а) существуют ограничения в отношении прав импортера на оцениваемый товар, за исключением:

б) цена сделки зависит от соблюдения каких-либо условий, влияние которых не может быть учтено;

в) данные, использованные декларантом при определении таможенной стоимости, не подтверждены документально;

г) импортер и экспортер являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.

Юридические и физические лица считаются взаимозависимыми, если:
 


Метод оценки по цене сделки с идентичными товарами (метод 2)

В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода 2 принимается цена сделки с идентичными товарами при соблюдении условий, указанных ниже.

Под «идентичными» понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим параметрам:

Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных, если в остальном такие товары соответствуют требованиям настоящего пункта.

Товары, произведенные различными лицами, могут считаться идентичными только в том случае, если у декларанта и таможенных органов не имеется сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если эти товары:

а) проданы (отчуждены) для ввоза на территорию Российской Федерации;

б) ввезены одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

в) ввезены на тех же коммерческих условиях и в примерно тех же количествах, что и оцениваемые товары.

В случае если идентичные товары ввозились в ином количестве или на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу ее обоснованность.

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов на транспортировку, погрузку-выгрузку и т.п. Корректировка может производиться декларантом на основании достоверных, документально подтвержденных сведений.

В случае если при применении настоящего метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости импортируемых товаров применяется самая низкая из них.

Метод оценки по цене сделки с однородными товарами (метод 3)

В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода 3 принимается цена сделки по товарам, однородным с импортируемым.

Под «однородными» понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются следующие их характеристики:
 


Метод оценки на основе вычитания стоимости (метод 4)

Определение таможенной стоимости по методу вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются (отчуждаются) на территории Российской Федерации в неизменном состоянии.

В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода вычитания стоимости принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации во время, максимально приближенное ко времени ввоза (не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров), покупателю, не зависимому от продавца.

Из цены единицы товара вычитаются, если они могут быть выделены, следующие компоненты:

а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений и расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы на территории Российской Федерации после выпуска товаров в свободное обращение;

б) суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации, в связи с ввозом или продажей (отчуждением) товаров.

При отсутствии случаев продажи (отчуждения) оцениваемых идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость.

Метод оценки на основе сложения стоимости (метод 5)

В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода 5 принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:

а) стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;

б) общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны-экспортера товаров того же вида, в том числе стоимости транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования до места таможенного оформления на территории Российской Федерации и т.д.;

в) прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.

При определении таможенной стоимости с помощью данного метода должны учитываться все расходы, включаемые в цену товара.

Резервный метод (метод 6)

В случае если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных пяти методов или таможенные органы ар-гументированно считают, что эти пять методов определения таможенной стоимости не могут быть использованы, то таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется и обосновывается с учетом мировой таможенной практики.

При этом использование иных способов определения таможенной стоимости должно соответствовать законодательству Российской Федерации и принципам системы таможенной оценки ГАТТ.

При применении резервного метода таможенные органы предоставляют декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию.

В качестве базы определения таможенной стоимости по методу 6 не могут быть использованы:

а) цена на внутреннем рынке;

б) цена на товары отечественного происхождения;

в) цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны;

г) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена.

Вопросы применения метода 6 («Резервный метод») для определения таможенной стоимости ввозимых товаров разъяснены в письме ГТК РФ от 31 августа 1995 г. № 07-11/ 12510. В нем говорится, что толкование статьи 24 «Резервный метод» Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» необходимо осуществлять во взаимосвязи с положениями статей 19-23 Закона. При этом следует учитывать, что особенностью метода 6 (резервного метода) определения таможенной стоимости является то, что в отличие от предыдущих пяти методов он не устанавливает какую-либо специальную исходную базу оценки (по методу 1. например, такой базой является цена сделки с ввозимыми товарами, по методу 2 — цена сделки с идентичными товарами, по методу 5 — калькуляция издержек на производство и продажу товаров на экспорт и т. д.).

В соответствии с Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (п. 1 статьи 24) таможенная стоимость по методу 6 должна определяться .«с учетом мировой практики».

Мировая практика трактует метод 6 как гибкое использование всех предыдущих методов оценки. Используя данный метод, необходимо соблюдать все основные принципы таможенной оценки, относящиеся к применению методов 1-5. Это означает, что при определении таможенной стоимости по методу 6 в качестве базы для таможенной оценки могут использоваться:

— таможенная стоимость идентичных, однородных товаров или товаров того же класса и вида, принятая таможенным органом и отвечающая установленным требованиям (в данном случае имеет место использование метода 6 на базе методов 1. 2 или 3);

— цена ввозимых, идентичных или однородных товаров, либо товаров того же класса или вида, по кото-

рой они продаются на внутреннем рынке Российской Федерации, скорректированная с учетом разрешенных вычетов (6-й метод на базе метода 4): — ценовые данные из нейтральных источников информации (каталоги независимых фирм типа Евротакс, ОТТО и т.п.; издания, содержащие подробное описание конкретного товара и четкое определение структуры цены; публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты цен на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам, а также биржевые котировки цен). При использовании в рамках метода 6 данных по другим сделкам, а также разрешенной ценовой информации необходимо учитывать базовые, исходные условия конкретных сделок (например, количество закупаемого товара и коммерческий уровень его продажи, наличие скидок с цены, условия поставки и платежей по контракту). Должны также выполняться требования по составу затрат, включаемых в таможенную стоимость (статьи 19. 22, 23 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»).

Общим требованием по всем исходным ценовым данным, используемым для определения таможенной стоимости по методу 6, является их строгая адресность, т.е. цена (стоимость) должна относиться к конкретному товару, который описан таким образом, что может быть однозначно идентифицирован (коммерческое наименование товара, его описание на ассортиментном уровне, сведение о фирме-изготовителе, материал, технические параметры и прочие характеристики в зависимости от вида товара).

Таким образом, определение таможенной стоимости по методу 6 должно базироваться на реальных, обоснованных ценовых данных, если их использование не противоречит требованиям п. 2 ст. 24 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Обязательным требованием при использовании метода 6 является обеспечение максимально возможного подобия товаров (т.е. при рассмотрении предполагаемых аналогов для сравнения стоимости товаров сначала подбираются идентичные товары, затем однородные, а при их отсутствии — товары того же класса или вида).

С учетом изложенных выше требований к ценовой информации и подбору товаров — аналогов следует рассматривать п. 2г ст. 24 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», которым запрещается использование в качестве основы для определения таможенной стоимости «произвольно установленной или достоверно не подтвержденной цены товара» (что происходит в том случае, когда выбор аналога для оценки товара сделан некорректно). Таким образом, не допускается для целей таможенной оценки в рамках 6-го метода использование усредненных данных по обобщенным группам товаров (обувь женская, костюмы мужские, духи, вино виноградное и т.д.).

В п. 2а статьи 24 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» установлено, что «в качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не может быть использована цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации».

В ряде случаев таможенными органами это положение применяется буквально, без учета других положений Закона. Это приводит к тому, что исключается возможность применения для определения таможенной стоимости товаров метода 6 на базе метода 4 («Метода на основе вычитания стоимости»).

Между тем, суть п. 2а статьи 24 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» заключается в том, что не разрешается использовать для оценки товаров в таможенных целях по методу 6 цену товара на внутреннем рынке Российской Федерации «в чистом» виде, т. е. без соответствующей корректировки, обеспечивающей приведение внутренней цены к требуемой структуре таможенной стоимости (т.е. без корректировки, предусмотренной статьей 22 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»). Для того, чтобы стало возможным исчисление таможенной стоимости на основе внутренней цены на оцениваемые, идентичные или однородные товары, или на товары того же класса или вида, из нее необходимо выделить те элементы затрат, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» не подлежат включению в таможенную стоимость (например, суммы налога на добавленную стоимость и спецналога, ввозной таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление взимаемые при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, расходы по доставке товаров после места ввоза; расходы по предпродажной обработке товара, сумма торговой надбавки и др.)

При определении таможенной стоимости товара по 6-му методу на базе метода 4 следует учитывать конкретные условия каждого региона (уровень региональных цен, торговых надбавок и т. д. При этом нельзя допускать двойного вычитания элементов).

Особое внимание при определении таможенной стоимости товара с использованием 6 метода на базе методов 2-4,а также при работе со справочной литературой (каталоги, прейскурант и пр.) следует уделять корректному выбору аналога для таможенной оценки.

При определении таможенной стоимости по методу 6 в том случае, если отсутствуют данные по идентичным и однородным товарам, в качестве аналога могут рассматриваться товары того же класса или вида, т.е. имеющие ту же репутацию на рынке, что и оцениваемые, и являющиеся взаимозаменимыми у потребителя. Товары могут быть ввезены как из той же страны, что и оцениваемые товары, так и из других стран.

Например, товаром того же класса для телевизора является телевизор с той же диагональю, с тем же количеством систем, тем же типом аудиосопровождения (моно, стерео), тем же типом экрана (плоский, выпуклый), с теми же дополнительными функциями (таймер, телетекст и т. д.), имеющий ту же репутацию на рынке, что и оцениваемый. Примерно равную репутацию на потребительском рынке (при одинаковых технических параметрах) имеют телевизоры таких фирм как Sony и Panasonic; к другому классу товаров с примерно одинаковой репутацией у потребителя можно отнести телевизоры фирм Mitsubishi, Orion и Hitachi) (с сопоставимыми техническими параметрами).

При подборе аналогов для таможенной оценки автомобилей по методу 6 нужно учитывать следующее.

Товаром того же класса для легкового автомобиля является легковой автомобиль с теми же функционально-техническими возможностями, что как правило, отражается в типе кузова (седан, комби, автомобиль повышенной проходимости, микроавтобус, фургон, специальная форма спортивного автомобиля и т.п.); примерно с тем же объемом двигателя; с той же системой питания (бензиновая (карбюратор, вспрыск), дизельная). Например, к одному классу могут быть отнесены небольшие городские автомобили типа Toyta Starlet, Toyta Corolla Compact, Opel Corsa Sity, Renault Cillo с объемом двигателя до 1500 см. куб, имеющие, как правило, форму комби. Несмотря на разные страны происхождения новые автомобили этих моделей могут рассматриваться в качестве аналогов при оценке, т. к. они имеют не только похожие конструкционные и технические характеристики, но и примерно одинаковую репутацию на автомобильном рынке.

Для бывших в употреблении автомобилей аналоги следует подбирать с учетом страны происхождения. Например, немецкие автомобили всех классов на протяжении срока службы значительно меньше теряют в стоимости, чем итальянские или французские; японские автомобили занимают промежуточное положение.

Существенную роль для стоимости автомобилей играет страна, где они были приобретены. Так, для новых и бывших в употреблении автомобилей, экспортируемых из Европы, не следует подбирать аналоги среди автомобилей, ввезенных из США, Юго-Восточной Азии или Японии. При подборе аналогов для определения таможенной стоимости автомобилей по методу 6 нельзя использовать автомобили с разным расположением рулевой колонки (левосторонним и правосторонним).

Однако для новых автомобилей производства ведущих европейских и американских компаний, собранных на дочерних предприятиях в других странах, но выпущенных под товарным знаком этих компаний, можно подбирать аналоги среди новых автомобилей, ввезенных из стран, где находится головное предприятие этих компаний (делая при их оценке необходимые поправки к цене базового автомобиля).

При использовании метода 6. когда невозможно гибкое применение методов 2-5, допускается использование разумных подходов к оценке товара, не противоречащих установленным законодательством принципам таможенной оценки, согласующихся с реальной коммерческой практикой и базирующихся на информации, имеющейся в стране-импортере (что соответствует международным правовым нормам в области таможенной оценки и, таким образом, удовлетворяет положению ст. 24 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», требующим определять таможенную стоимость с учетом мировой практики).

В качестве примеров, когда при использовании метода 6 оказывается невозможным использовать оценочные базы, установленные методами 1-5. можно привести следующие:

— товары ввозятся по договору аренды или найма;

— товары реимпортируются после ремонта или модернизации;

— товары ввозятся временно в качестве испытательных образцов или выставочных экспонатов;

— ввозится уникальная продукция, предметы искусства и т. д.

Например, товар ввозится на условиях договоров аренды или найма, т.е. не применим метод 1. и при этом подобное оборудование ранее не ввозилось в Россию, у арендодателя отсутствуют данные о калькуляции издержек на производство данного оборудования, либо он отказывается их предоставить, т.е. нет возможностей использовать методы 2-5, либо 6-ой метод на их основе. В этом случае наиболее реалистичной основой для определения таможенной стоимости по методу 6 может быть величина арендной платы, пересчитанная на весь период эксплуатации данного оборудования. Например, если оборудование ввозится по договору аренды на 2 года, а его нормативный срок службы (период эксплуатации) составляет 10 лет, то для определения стоимости оборудования арендная плата за 2 года должна быть пересчитана на 10 лет. При этом необходимо учитывать, что если в сумму текущих арендных платежей вошли расходы, не подлежащие включению в таможенную стоимость (например, затраты на ремонт и поддержание оборудования в исправности), то в том случае, если они выделены отдельной строкой и при необходимости могут быть проверены и подтверждены документально, эти расходы могут не включаться в таможенную стоимость.

Другим примером определения таможенной стоимости ввозимых товаров по методу 6. не основанного на гибком использовании методов 1-5. является использование в качестве исходной ценовой базы стоимости товара, определенной в результате товарно-стоимостной экспертизы.

Определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее именуются — вывозимые товары), осуществляется применительно к разделу III Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». •

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.

В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются следующие расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки:

а) комиссионные и брокерские вознаграждения;

б) стоимость контейнеров и/или другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;

в) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

г) соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров следующих товаров и услуг:

д) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;

е) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации;

ж) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.

При отсутствии сделки купли-продажи в отношении вывозимых товаров или в случае невозможности использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости эта стоимость определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого

товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.

При определении таможенной стоимости указанных товаров должны учитываться понесенные расходы за счет комиссионных и брокерских вознаграждений, налогов (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемых на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В случае невозможности использования указанных декларантом сведений таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары либо исходя из калькуляции стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров с учетом расходов, указанных выше расходов.

При определении идентичных и однородных товаров следует руководствоваться статьями 20 и 21 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Для расчета величины таможенных пошлин используются предусмотренные таможенным тарифом ставки таможенных пошлин, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации1. Как правило, они дифференцированы в зависимости от кода товара по ТН ВЭД СНГ и страны происхождения товара.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением



1 Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1560

случаев, предусмотренных настоящим Законом. Ставки дифференцированы в зависимости от страны происхождения товаров (Приказ ПК «О ставках таможенных пошлин» от 26.04.96 г. № 258)

В зависимости от способа исчисления в Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от импорта определенного товара используются особые виды пошлин, по которым предусмотрена особая процедура применения. В зависимости от цели применения особых пошлин они делятся на:

Специальные пошлины могут использоваться в качестве защитной меры:


Антидемпинговые пошлины предназначаются для зашиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам.

Под демпингом понимается ситуация, когда экспорт товаров и их реализация в стране-импортере осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Разница между этими ценами характеризует величину демпинга, которая и является основой формирования антидемпинговой пошлины.

Компенсационные пошлины вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии. Применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат, а соответственно, и цен на экспортируемые товары (в том числе и в Россию). Импорт в Россию таких субсидированных товаров по искусственно заниженным ценам может нанести ущерб российским производителям, существенно сдерживать развитие отечественного производства. В таких случаях для защиты отечественных производителей можно применять компенсационные пошлины. Размер компенсационных пошлин определяется величиной субсидии.

Законом Рф «О таможенном тарифе» определены категории товаров, которые освобождаются от взимания таможенных пошлин, а также льготы по уплате таможенных пошлин и порядок их предоставления.

Особенности исчисления налога на добавленную стоимость (НДС)

Исчисление НДС осуществляется в соответствии с Инструкцией ГТК и Госналогслужбы России «О порядке применения НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ», доведенную приказом ГТК РФ от 6 августа 1997 г. № 478.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации.

Основой для исчисления налога на добавленную стоимость по ввозимым на территорию Российской Федерации товарам является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется сумма ввозной таможенной пошлины, а по подакцизным товарам — также и сумма акцизов.

При определении НДС используются адвалорные ставки. Размер ставок НДС устанавливается в законодательном порядке. На импортируемые в Российскую Федерацию товары распространяются ставки НДС, действующие на отечественные товары во внутренней торговле. В настоящее время применяются в основном две ставки НДС:

Имеется специфика установления и взимания НДС при торговле России со странами-членами СНГ.

Отдельные товары, завозимые на территорию Российской Федерации, в соответствии с законодательством подлежат освобождению от уплаты НДС.

Особенности исчисления акцизов

При расчете суммы акциза по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации и вывозимым с нее, применяются специфические и адвалорные ставки, которые определяются Федеральным законом РФ «Об акцизах.

Специфические ставки акциза устанавливаются в рублях за единицу измерения подакцизного товара.

При исчислении суммы акциза по адвалорным ставкам в качестве налогооблагаемой базы берется величина, включающая таможенную стоимость подакцизного товара, таможенную пошлину и таможенные сборы за таможенное оформление.

Ставки устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественной продукции и потребителей и сохранения конкурентоспособности российских товаров. Ставки едины и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную территорию, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и пр. Исключение составляют подакцизные виды минерального сырья.

Ставки акцизов и порядок их определения по подакцизным видам минерального сырья (за исключением нефти, включая стабилизированный газовый конденсат) утверждаются Правительством Российской Федерации дифференцированно для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. Дифференцированные ставки акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, утверждаются Правительством Российской Федерации для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза, установленной законом, в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.

Адвалорные ставки применяются только при исчислении акцизов на ювелирные изделия (70 %), автомобильный бензин (25 %) и легковые автомашины (5%). По ввозимым товарам они начисляются с таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенных пошлин и таможенных сборов. При установлении специфических ставок акцизов объектом налогообложения является объем ввозимых на территорию Российской Федерации подакцизных товаров в натуральном выражении. При установлении специфических ставок акцизов с объема ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по подакцизным товарам, происходящим с территории государств-участников СНГ, сумма акциза, подлежащая уплате, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения.

Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Сумма акциза определяется плательщиком самостоятельно. В случае использования в качестве сырья, кроме даваль-ческого, подакцизных товаров (за исключением подакцизных видов минерального сырья), по которым на территории Российской Федерации уже был уплачен акциз (включая акциз, взимаемый таможенными органами Российской Федерации) сумма акциза, начисленная и подлежащая уплате по готовому подакцизному товару в установленные сроки, уменьшается на сумму акциза, уплаченную покупателем по сырью, использованному (списанному) для его производства.

При этом, если за сырье, использованное для производства подакцизных товаров, расчеты между организациями осуществляются путем товарообменных операций, проведения взаимных зачетов, оплаты векселями или иными встречными обязательствами, сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, уплаченную покупателем по сырью, с учетом выделения этой суммы акциза в регистрах бухгалтерского учета, а также при предоставлении налогоплательщиками копий платежных поручений с отметкой банка и соответствующих налоговых или таможенных органов Российской Федерации об уплате и фактическом поступлении суммы акцизов в бюджет Российской Федерации по использованному сырью.

В случае использования в качестве давальческого сырья подакцизных товаров (за исключением подакцизных видов минерального сырья), по которым на территории Российской Федерации уже был уплачен акциз, сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному для его производства, при представлении налогоплательщиками копий платежных поручений с отметкой банка и соответствующих налоговых или таможенных органов Российской Федерации об уплате и фактическом поступлении акцизов по этому сырью в бюджет Российской Федерации.

Сумма акциза, подлежащая уплате по винам и напиткам виноградным и плодовым, уменьшается на сумму акциза, уплаченную на территории Российской Федерации по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства этих вин и напитков.

Уменьшение суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по винам и напиткам виноградным и плодовым, на сумму акциза, уплаченную по спирту этиловому из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов и в дальнейшем использованных для производства этих вин и напитков, производится при представлении налогоплательщиком платежных документов и выписки из банка, подтверждающих факт оплаты организацией, производящей виноматериалы, спирта этилового из пищевого сырья по ценам, включающим акциз по установленной ставке.

Сумма акциза, уплаченная по подакцизным товарам, в дальнейшем использованным в качестве сырья для производства товаров, не облагаемых акцизами, относится на себестоимость этих товаров. Это положение не распространяется на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, в случае использования его в качестве сырья для производства неподакцизных товаров.

Сумма акциза по подакцизным товарам, которые не являются основным сырьем при производстве других подакцизных товаров, относится на себестоимость готовых подакцизных товаров.

Сумма акциза по подакцизным товарам (за исключением спирта этилового, вырабатываемого из всех видов сырья, кроме пищевого), не реализуемым на сторону и используемым организациями для производства товаров, не облагаемых акцизами, относится (списывается) на себестоимость неподакцизной продукции.

В случае, когда по подакцизным товарам, происходящим и ввезенным с территории государств-участников Содружества Независимых Государств, сумма акциза, уплаченная на территории Российской Федерации организацией, ввозящей товар, таможенным органам при оформлении грузовой таможенной декларации, уменьшается на сумму акциза, уплаченную в стране происхождения этих товаров, налогоплательщик-производитель готовых подакцизных товаров, использовавший такие подакцизные товары в качестве сырья для производства на территории Российской Федерации готовых подакцизных товаров, уплачивает в бюджет сумму акциза, начисленную по произведенным и реализованным им подакцизным товарам с уменьшением ее на разницу между суммой акциза, уплаченной импортером при оформлении грузовой таможенной декларации, и суммой акциза, уплаченной в стране происхождения товара.

Таможенный орган, который произвел организации, ввозящей товар, зачет сумм акциза, уплаченных в стране происхождения подакцизных товаров (государстве-участнике Содружества Независимых Государств), сообщает об этом налоговому органу, на учете в котором состоит организация, ввозящая товар.

В таком же порядке уменьшается сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по подакцизным товарам, производимым за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, на сумму акциза, уплаченную таможенным органам Российской Федерации.

По подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств-участников Содружества Независимых Государств на территорию Российской Федерации без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами), а также по подакцизным товарам, изготовляемым на территории государств-участников Содружества Независимых Государств (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами), владельцами которых являются организации, подлежащие регистрации в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет Российской Федерации, уменьшается на сумму акциза, уплаченную в стране их происхождения.

Для документального подтверждения факта уплаты акцизов в бюджет страны происхождения подакцизных товаров (государства-участника Таможенного союза при наличии соглашений о едином таможенном пространстве), организации, зарегистрированные в Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, должны предоставить в налоговые органы по месту регистрации следующие документы:
 

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных документов уменьшение начисленной суммы акциза не производится.

По подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца1, плательщики вносят авансовый платеж по акцизам в размере стоимости покупки марок акцизного сбора. При этом сумма авансового платежа засчитывается при окончательном расчете суммы акциза, определяемого исходя из облагаемого оборота.

Ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора по отдельным видам подакцизных товаров утверждаются Правительством Российской Федерации.

Марки акцизного сбора приобретаются только организациями, непосредственно производящими подакцизные изделия и зарегистрированными в установленном порядке в качестве плательщиков акцизов.

Марки акцизного сбора, являющиеся свидетельством внесения авансового платежа по акцизам конкретным налогоплательщиком, должны быть в обязательном порядке наклеены на подакцизные товары и, соответственно, не могут быть переданы налогоплательщиком другим лицам, за исключением возврата налоговым органам по месту их приобретения.

Заявку с указанием потребности в марках акцизного сбора налогоплательщики подают в соответствующие государственные налоговые инспекции не позднее, чем за четыре месяца до начала квартала.



1 О марках акцизного сбора см. постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 924; О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации; см. постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 938.
 

Марки акцизного сбора на товары, производимые на территории Российской Федерации, выдают государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации (или по их поручению налоговые инспекции по городам и районам) непосредственно налогоплательщикам после внесения ими авансового платежа по акцизам.

Для приобретения марок акцизного сбора организации — изготовители товара представляют в соответствующие налоговые инспекции следующие документы:
 


Особенности исчисления и зачета (или возмещения) акцизов по подакцизным товарам, вывозимым за пределы территории Российской Федерации

По подакцизным товарам (в том числе из давальческого сырья), вывозимым за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), в момент (день) отгрузки этих товаров налогоплательщики начисляют сумму акциза по установленным ставкам.

Сумма акциза, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в бюджет по подакцизным товарам (в том числе произведенным из давальческого сырья), в дальнейшем вывезенным за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), после представления в течение 90 дней с момента отгрузки таких товаров в налоговые органы документов, подтверждающих факт их вывоза, засчитывается этим налогоплательщикам на основании представленных расчетов в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов в десятидневный срок со дня получения налогового расчета в том отчетном периоде, в котором организация представила в налоговые органы все необходимые документы.

Сумма акциза, уплаченная по подакцизным товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), использованным в дальнейшем в качестве сырья для производства подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), на себестоимость этих подакцизных товаров не относится, а указывается налогоплательщиком в налоговом расчете по акцизам (декларации) отдельной строкой и засчитывается налоговыми органами в счет предстоящих платежей или возмещается по письменному заявлению налогоплательщика из бюджета за счет общих поступлений налогов на основании представленных расчетов в десятидневный срок со дня получения налогового расчета за соответствующий отчетный период. При этом зачету (возмещению) подлежит сумма акциза, уплаченная по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на себестоимость экспортированных подакцизных товаров.

Зачет (возмещение) суммы акциза, уплаченной по сырью, производится после представления налогоплательщиком экспортированных подакцизных товаров в налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки подакцизных товаров документов, а также платежных документов и выписки банка, подтверждающих факт оплаты акцизов организациям, изготавливающим подакцизные товары, использованные в качестве сырья при производстве экспортированных подакцизных товаров.

Для документального подтверждения факта экспорта подакцизных товаров налогоплательщики в срок не позднее 90 дней с момента их отгрузки представляют в налоговые органы следующие документы:

а) контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) налогоплательщика с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров. В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров, принадлежащих производителю-плательщику акцизов, осуществляется по договору комиссии (поручения) организацией-комиссионером (поверенным), то производитель этих товаров (комитент) для получения зачета (возврата) уплаченных сумм акциза или сложения (вычета из начисленной суммы) акциза представляет в налоговые органы соответствующий договор и контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) комиссионера (поверенного) с иностранным партнером.

В случае, если поставку на экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет организация-владелец давальческого сырья, то производитель этих товаров (налогоплательщик) для получения зачета (возврата) уплаченных сумм акциза или сложения (вычета из начисленной суммы) акциза представляет в налоговые органы договор между организацией-владельцем подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара и контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) между организацией-владельцем давальческого сырья и иностранным партнером.

В случае, если поставку на экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет организация-комиссионер по договору комиссии с организацией-владельцем давальческого сырья, то производитель подакцизных товаров на давальческих началах (налогоплательщик) для получения зачета (возврата) уплаченных сумм акциза или сложения (вычета из начисленной суммы) акциза представляет в налоговые органы помимо договора между организацией-владельцем подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара также договор комиссии между организацией-владельцем этого подакцизного товара и комиссионером и контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) комиссионера с иностранным партнером;

б) платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, если иное не установлено законодательством — в случае, если поставку на экспорт осуществляет производитель-собственник подакцизного товара.

В случае, если поставку на экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет организация-владелец этих товаров, то производитель этих товаров (налогоплательщик) представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет организации-владельца товаров, произведенных из давальческого сырья, в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, если иное не установлено законодательством.

При поступлении выручки от реализации иностранному лицу товаров, произведенных из давальческого сырья, на счет налогоплательщика или организации-владельца этих подакцизных товаров не от иностранного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, в налоговые органы кроме платежных документов и выписки банка представляются договоры поручения по уплате за экспортированные подакцизные товары между иностранными организациями, осуществившими платеж;

в) грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика (при отгрузке на экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, — заверенная руководителем и главным бухгалтером организации-владельца этих товаров), с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее — пограничный таможенный орган). Если вывоз товаров в режиме экспорта осуществляется через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление;

г) копии транспортных или товаросопроводительных, или таможенных документов, или любых иных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика (при отгрузке на экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, — заверенная руководителем и главным бухгалтером организации-владельца этих товаров), с отметками пограничных таможенных органов государств-участников СНГ и таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов.

При этом в случае подтверждения факта экспорта в течение 90 дней с момента отгрузки спирта и алкогольной

продукции при зачете (возврате) уплаченных сумм акциза или вычете начисленных сумм акциза у налогоплательщиков проверяется наличие квот (заказов-нарядов) на получение (закупку) этилового спирта.

При непредставлении или при представлении в неполном объеме перечисленных документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники Содружества Независимых Государств), которые должны быть представлены в налоговые органы по месту регистрации налогоплательщика, по указанным подакцизным товарам акциз уплачивается в общеустановленном порядке, как по подакцизным товарам, реализованным на территории Российской Федерации.

Освобождаются от взимания акциза подакцизные в Российской Федерации товары (за исключением легковых автомобилей), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации согласно проектной документации для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции лицами, которые являются инвесторами или операторами указанных соглашений, либо другими юридическими лицами, участвующими в выполнении работ по указанным соглашениям на основе договоров (контрактов) с инвесторами, а также добываемые при выполнении соглашений о разделе продукции подакцизные виды минерального сырья и продукты его переработки, предусмотренные указанными соглашениями, если такие товары являются в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.

Исчисление таможенных сборов

Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в размере 0,1% таможенной стоимости товаров и транспортных средств. За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне работы таможенных органов таможенные сборы взимаются в двойном размере.

ГТК Российской Федерации вправе уменьшать указанные размеры таможенных сборов либо освобождать от них.

Сборы за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы, взимаются в размерах, определяемых ГТК Российской Федерации исходя из средней стоимости оказанных услуг.

Сборы за таможенное сопровождение товаров взимаются в размерах, определяемых ГТК Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом от 8 апреля 1996г. № 216 ГТК Российской Федерации в соответствии со ст. 116 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавил следующие размеры таможенных сборов за таможенное сопровождение каждого транспортного средства, используемого для перевозок товаров под таможенным контролем:

а) при таможенном сопровождении каждого авто- и железнодорожного транспортного средства, используемого для перевозок товаров, либо следующего в качестве товара своим ходом:

— 20 минимальных размеров оплаты труда за таможенное сопровождение товаров и транспортных средств на расстояние до 50 км;

— 30 минимальных размеров оплаты труда за таможен -ное сопровождение товаров и транспортных средств на расстояние от 50 до 100 км;

— 40 минимальных размеров оплаты труда за таможенное сопровождение товаров и транспортных средств на расстояние от 100 до 200 км;

— 60 минимальных размеров оплаты труда за таможенное сопровождение товаров и транспортных средств на расстояние свыше 200 км;

б) при таможенном сопровождении каждого морского (речного) или воздушного судна, используемого для перевозок товаров:

— 200 минимальных размеров оплаты труда вне зависимости от расстояния выполняемого сопровождения.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров уплачиваются таможенному органу, принявшему решение об осуществлении таможенного сопровождения товаров. Ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров несет перевозчик.

Уплата таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров производится после принятия таможенным органом решения об осуществлении таможенного сопровождения товаров, но до его фактического начала.

При этом допускается таможенное сопровождение товаров при перевозке на приграничные склады временного хранения без предварительной уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение при условии представления перевозчиком таможенному органу, принявшему решение об осуществлении таможенного сопровождения товаров, в качестве обеспечения уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение гарантийного обязательства банка или иного кредитного учреждения.

Уплата таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров может производиться как в безналичном, так и в наличном порядке через кассу таможенного органа.

Учет поступления денежных средств за таможенное сопровождение товаров ведется в порядке, предусмотренном для таможенных платежей, формирующих внебюджетный Фонд развития таможенной системы Российской Федерации.