Таможенные платежи взимаются с юридических, физических лиц, а также с предпринимателей без образования юридического лица. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством (далее — лица, ответственные за уплату таможенных платежей). Любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством.
В случае неуплаты таможенных платежей в установленные сроки и установленном порядке суммы причитающихся платежей взыскиваются таможенными органами с лиц, ответственных за их уплату.
До помещения товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, под определенный таможенный режим либо их помещение на склад временного хранения в соответствии с установленным порядком ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик (таможенный перевозчик), за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством.
Ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения, несет владелец такого склада.
Если договором владельца склада временного хранения с лицом, помещающим товары и транспортные средства на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет это лицо, то владелец такого склада несет солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей.
Если владельцем склада временного хранения является таможенный орган, ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, а при отсутствии такого лица — лицо, являющееся собственником или владельцем товаров и транспортных средств.
При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант. В случае, если лицо, перемещающее товары и транспортные средства, не является декларантом, такое лицо несет солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных платежей.
При использовании товаров и транспортных средств, помещенных под определенный таможенный режим, ответственность за уплату таможенных платежей несут лица, определенные нормативными актами ГТК Российской Федерации.
Ответственность за уплату сборов за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий, а также сборов за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата несет лицо, которому выдается лицензия или аттестат.
Ответственность за уплату таможенных сборов за хранение товаров несет лицо, поместившее товары на хранение.
Ответственность за уплату таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров несет перевозчик.
При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, и лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе — также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
Таможенные пошлины, налоги, относящиеся к товарам, и таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации.
Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.
Сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий, а также сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата уплачиваются до момента выдачи либо возобновления лицензии и квалификационного аттестата таможенными органами.
Таможенные сборы за хранение товаров на таможенном складе уплачиваются до или при выдаче складского свидетельства.
Уплата таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров производится после принятия таможенным органом решения об осуществлении таможенного сопровождения товаров, но до его фактического начала.
Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров, или на складах которого происходит хранение товаров, либо осуществляющему информирование, консультирование, принятие предварительного решения, или выдающему лицензии и квалификационные аттестаты (далее — таможенный орган), а также таможенным лабораториям, научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям ПК России.
В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.
Валюта, в которой исчисляются таможенные пошлины должна соответствовать валюте, в которой заявлена таможенная стоимость товара.
При взимании таможенных сборов за таможенное оформление дополнительный сбор в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров может уплачиваться только в иностранных валютах, если иное не установлено нормативными актами ГТК России.
Уплата сумм таможенных платежей, за исключением уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, по одному виду таможенного платежа в различных видах валют допускается только с согласия таможенного органа.
Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации при уплате таможенных пошлин, налогов, относящихся к товарам, и таможенных сборов за таможенное оформление производится по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации при уплате остальных таможенных платежей производится по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на день установленного срока их уплаты.
Таможенные платежи могут уплачиваться таможенному органу как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации.
Все банковские переводы, поступающие на счета таможенного органа и ГТК России, должны быть оформлены в форме платежных поручений или других платежных документов в соответствии с порядком, установленным Банком России.
Таможенные платежи исчисляются и уплачиваются в соответствии с порядком, установленным для избранного таможенного режима, по ставкам, утвержденным действующим законодательством Российской Федерации.
Плательщик таможенных платежей по своему желанию может с согласия таможенного органа, в котором будет производиться таможенное оформление, вносить на счет указанного таможенного органа авансом суммы денежных средств в зачет будущих таможенных платежей (осуществить авансовый платеж).
Авансовый платеж может вноситься плательщиком таможенных платежей либо по конкретному виду платежа, о чем должно быть указано в графе назначения платежа платежного документа, либо общей суммой без указания конкретного вида таможенного платежа.
В исключительных случаях таможенным органом может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины и налогов, относящихся к товарам.
Отсрочка или рассрочка уплаты других видов таможенных платежей не предоставляется.
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей физическим лицам не предоставляется.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей принимается начальником тамеженного органа, производящего таможенное оформление, но письменному заявлению плательщика.
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
За предоставление таможенными органами отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным Банком Российской Федерации по предоставляемым этим банком кредитам.
Организациям, производящим подакцизные товары, которые в дальнейшем вывезены за пределы Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), налоговыми органами может быть предоставлена отсрочка по уплате акцизов по отгруженным подакцизным товарам при условии предоставления ими гарантий уполномоченных банков в том, что при непредставлении организацией в налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки документов, подтверждающих факт вывоза таких товаров, с этих банков по истечении указанных 90 дней в безакцептном порядке взыскивается застрахованная сумма акцизов.
Подлинник гарантийного обязательства уполномоченного банка представляется в налоговые органы не позднее, чем за 3 дня до даты наступления платежа и хранится в государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации.
В случае, когда налогоплательщики, которым была предоставлена отсрочка по уплате акцизов под гарантийное обязательство уполномоченного банка по подакцизным товарам, отгруженным на экспорт, в срок до 90 дней включительно с момента реализации (отгрузки) подакцизных товаров акцизы не уплатили, налоговый орган, предоставивший такую отсрочку, направляет на следующий день
после окончания этого срока в уполномоченный банк уведомление о востребовании с него гарантии в безакцептном порядке в течение 3 дней после отправки уведомления.
Уплата таможенных платежей может обеспечивается залогом товаров и транспортных средств, гарантией банка или иного кредитного учреждения либо внесением на депозит таможенного органа причитающихся сумм.
При залоге заложенные товары и транспортные средства остаются у залогодателя, если таможенный орган не примет иного решения. Залогодатель не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа Российской Федерации.
Оформление залога и обращение взыскания на предмет залога осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о залоге.
В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Центрального Банка Российской Федерации на проведение операций в иностранной валюте. Указанные банки и иные кредитные учреждения по их заявлению включаются в реестр, который ведет ГТК России.
Уплата таможенных платежей может обеспечиваться внесением на депозит причитающихся сумм. На депозит вносится сумма таможенных платежей, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения либо ввезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.
В ряде случаев таможенным законодательством предусмотрен возврат таможенными органами излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей. Порядок такого возврата разработан ГТК РФ.
Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают в федеральный бюджет России.
На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных факторов. В частности, структура таможенных платежей зависит от таможенного режима, под который помещается товар, о чем таможенному органу заявляется только на стадии основного таможенного оформления посредством декларирования. Поэтому кратко остановимся на характеристике таможенных режимов. Таможенный режим — это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными нормативными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.
Таможенным кодексом РФ (ст. 23) установлены следующие виды таможенных режимов товаров и транспортных средств:
1) выпуск для свободного
обращения;
2) реимпорт;
3) транзит;
4) таможенный склад;
5) магазин беспошлинной
торговли;
6) переработка на таможенной
территории;
7) переработка под таможенным
контролем;
8) временный ввоз (вывоз);
9) свободная таможенная
зона;
10) свободный склад;
11) переработка вне таможенной
территории;
12) экспорт;
13) реэкспорт;
14) уничтожение;
15) отказ в пользу государства.
Выпуск товаров для свободного обращения — это таможенный режим, при котором товары, ввозимые на таможенную территорию России, остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.
Данный режим предусматривает:
Существуют особенности применения данного таможенного режима. В частности, при безвозмездной передаче товаров российским лицам (гуманитарной, технической помощи и т.п.) имеет место режим выпуска для свободного обращения с освобождением от уплаты определенных видов платежей, В то же время, в случае дара товаров российскому лицу освобождение от уплаты таможенных платежей не производится.
Реимпорт товаров — это таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные ранее с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Для помещения товаров под таможенный режим реимпорта они должны:
— быть ввезены на таможенную территорию РФ в течение 10 лет с момента вывоза;
— находиться в том же состоянии, в котором были на момент вывоза, за исключением естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки или хранения и других случаев, определяемых ГТК России.
При реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза таможенный орган возвращает уплаченные суммы, вывозных таможенных пошлин, налогов, если:
— товары вывозились и ввозятся одним и тем же лицом, оплатившим вывозную таможенную пошлину или налог;
— в таможенный орган, производящий таможенное оформление, представляется ГТД, на основании которой начислялись и взимались таможенные пошлины и налоги, а также письменное подтверждение таможенного органа, которому они уплачивались, о фактическом поступлении платежей на счет таможни.
При реимпорте товаров лицо, перемещающее товары, возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товаров.
В случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, помимо указанных сумм взимаются проценты с них по ставкам, установленным Центральным Банком России по предоставленным этим банкам кредитам.
Суммы и проценты с них, взимаемых в последних двух случаях, уплачиваются таможенному органу в порядке, установленном для уплаты таможенных платежей.
Помещение товаров под рассматриваемый режим практикуется при обратном ввозе товаров, находившихся на консервации за рубежом.
Транзит товаров — это таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Разрешение на транзит дает таможенный орган отправления товаров. В отдельных случаях, например, при транзите подакцизных товаров, перевозимых автотранспортом, разрешение выдается только после внесения причитающихся денежных средств на депозит таможенного органа или предъявления банковской гарантии.
Существуют определенные условия помещения товаров под таможенный, режим транзита:
— товар должен оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, и не использоваться для каких-либо целей, кроме транзита;
— доставляться в таможенный орган назначения в сроки, установленные таможенным органом отправления исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута, других условий перевозки, но не превышающий предельный срок, определяемый из расчета 2000 километров за один месяц. Если у таможенных органов имеются сомнения в том, что перевозчик товаров или транспортное средство не могут гарантировать нормальной доставки товаров, таможенный орган вправе допустить помещение товаров под таможенный режим транзита лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, применения таможенного сопровождения, перевозки товаров таможенным перевозчиком, обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит таможенного органа отправления.
Ответственность за транзит товаров несет перевозчик товаров. При выдаче без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрате товаров или непредставления их в таможенный орган назначения перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта, за исключением случаев, когда товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо недостача произошла в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения вследствие неправомерных, по законодательству Российской Федерации, действий органов или должностных лиц иностранного государства.
Таможенный склад — это таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных действующим таможенным законодательством.
При помещении под режим таможенного склада товаров, предназначенных для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, такие товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. При освобождении от таможенных пошлин, налогов или возврате уплаченных сумм товары должны быть вывезены не позднее трех месяцев со дня помещения под режим таможенного склада.
При неосуществлении фактического вывоза товаров в установленные сроки уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым Центральным Банком Российской Федерации по предоставляемым этим банком кредитам.
При ликвидации таможенного склада по истечении срока действия лицензии либо по желанию владельца, а равно при аннулировании либо отзыве таможенными органами лицензии на учреждение таможенного склада с даты принятия такого решения таможенный склад становится складом временного хранения.
При аннулировании или отзыве лицензии товары, находящиеся на складе, подлежат повторному таможенному оформлению с даты помещения их на склад. За весь период хранения товаров на ликвидируемом складе с владельца склада взимаются таможенные сборы за хранение, установленные для складов временного хранения, учрежденных таможенными органами Российской Федерации.
Магазин беспошлинной торговли — это таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики. Товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, реализуются непосредственно в специальных магазинах. Магазины беспошлинной торговли могут учреждаться в портах, аэропортах, открытых для международного пассажирского сообщения, в пунктах пропуска через границу Российской Федерации, предназначенных для пересечения границы физическим лицами.
Основой экономической целесообразности применения данного таможенного режима является возможность получения прибыли фактически за счет импортного товара и внешнего потребителя. Значительное снижение себестоимости товара за счет фактического отсутствия таможенных издержек увеличивает товарооборот магазина, создает благоприятные условия дяя развития инфраструктуры аэропортов, портов и т.д.
Режимы переработки товаров. Российским таможенным законодательством предусмотрены три режима переработки товаров:
— на таможенной территории;
— под таможенным контролем;
— на таможенной территории.
Переработка товаров на таможенной территории — это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Переработка товаров на таможенной территории должна производиться в сроки, устанавливаемые таможенным органом Российской Федерации в порядке, устанавливаемом ГТК России. Установление сроков должно основываться на экономически оправданной продолжительности процесса переработки товаров и распоряжения продуктами их переработки.
Возврат сумм ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта производится таможенными органами России при условии соблюдения положений ТК и если продукты переработки вывозятся в срок не позднее двух лет со дня перемещения товара через таможенную границу России.
Такие иностранные товары и продукты их переработки освобождаются от вывозных таможенных пошлин и налогов.
Переработка товаров под таможенным контролем — это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под другой таможенный режим.
Переработка под таможенным контролем не может использоваться для уклонения от соблюдения мер экономической политики и правил соблюдения страны происхождения товаров.
Случаи, когда использование таможенного режима переработки товаров под таможенным контролем не допускается, определяется ГТК России.
Такие иностранные товары и продукты их переработки освобождаются от таможенных пошлин и налогов.
Переработка товаров вне таможенной территории — это таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Экономическая основа использования таможенного режима переработки вне таможенной территории заключается в целесообразности произвести за рубежом такого рода операции с товарами по их переработке, которые невозможно с заданной эффективностью осуществить внутри страны.
Таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории не может быть использован:
По решению таможенного органа, принимаемому в порядке, определяемом ГТК России по согласованию с Минфином России, товары могут освобождаться от таможенных пошлин, а налоги, взимаемые с товаров, могут возвращаться при вывозе на переработку вне таможенной территории.
Полное или частичное освобождение продуктов переработки от ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется в случае, если эти продукты заявляются для свободного обращения лицом, получившим лицензию на переработку товаров вне таможенной территории, либо его таможенным брокером.
Полное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется, если таможенный орган Российской Федерации удостоверится в том, что целью переработки был ремонт вывезенных товаров, осуществляемый безвозмездно в силу положений законодательства или договора, за исключением случаев, когда при первоначальном выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие недостатка.
Частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется при возмездном ремонте вывозимых товаров и при осуществлении других операций по переработке. Суммы таможенных пошлин, налогов определяются исходя из ставок, применимых к продуктам переработки, помноженных на стоимость ремонта или других операций по переработке.
Лицо, получившее лицензию на переработку товаров вне таможенной территории и не возвратившее товары либо не осуществившее ввоз продуктов переработки в установленные сроки, не несет ответственности перед таможенными органами Российской Федерации лишь в случае, если факт уничтожения или безвозвратной утраты товаров либо продуктов переработки произошел вследствие аварии или действия непреодолимой силы, их недостачи в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения либо выбытия из владения вследствие неправомерных, по законодательству Российской Федерации, действий органов или должностных лиц иностранного государства, которые подтверждены консульскими учреждениями Российской Федерации за границей.
Временный ввоз (вывоз) товаров — это таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.
Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Сроки временного ввоза (вывоза) товаров не могут быть больше двух лет, однако ГТК РФ имеет право для отдельных категорий товаров устанавливать более короткие или, наоборот, более продолжительные сроки временного ввоза (вывоза) товаров.
Рассматриваемый таможенный режим чаще всего заявляют при ввозе/вывозе выставочных экспонатов, рекламных материалов, многооборотной тары, транспорта, осуществляющего международные перевозки, оборудования для научно-исследовательских или учебных целей, если их использование носит разовый характер и не имеет смысла помещать их под режим выпуска для свободного обращения.
Условия помещения товаров под этот таможенный режим определяется ГТК РФ при представлении обязательства об их обратном вывозе (ввозе) и обеспечении уплаты таможенных платежей.
ГТК РФ вправе определять категории товаров, которые не могут временно ввозиться (вывозиться). Как правило, к ним относятся:
При частичном освобождении за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается три процента от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.
В день истечения установленных сроков невозвращенные временно ввезенные (вывезенные) товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму, либо помещены на склад временного хранения, учрежденные таможенными органами.
Свободная таможенная зона и свободный склад— это таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с режимом экспорта, в порядке, определяемом таможенным законодательством.
Товары могут находиться на территории свободной таможенной зоны без ограничения сроков.
Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, а периметр свободной таможенной зоны признается ее таможенной границей.
При ввозе иностранных и российских товаров в свободные таможенные зоны или помещении их на свободные склады таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются.
При ввозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории страны и при вывозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов за пределы таможенной территории России таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от страны происхождения товаров.
В отношении обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле на свободных складах, учета товаров, взимания таможенных платежей и применения мер экономической политики, ответственности за уплату таможенных платежей таможенный режим свободного склада идентичен таможенному режиму свободной таможенной зоны.
При ввозе товаров, предназначенных для вывоза за пределы Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, в свободные таможенные зоны или при перемещении их на свободные склады такие товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня возврата таможенных пошлин, налогов или освобождения от них.
При возвращении товаров, подлежащих вывозу за пределы Российской Федерации, с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории России либо при неосуществлении фактического вывоза в течение установленных сроков уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставляемым этим банком кредитам.
Экспорт товаров — это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.
Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других установленных требований.
При экспорте товары освобождаются от налогов, либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Так, при экспорте товаров непосредственно предприятиями-изготовителями такие товары освобождаются от уплаты НДС и акцизов в порядке, определяемом Налоговой службой Российской Федерации, а при экспорте другими предприятиями сумма уплаченных НДС и акцизов возвращается налоговыми органами по подтверждению таможенных органов.
При выпуске товаров под таможенный режим экспорта товары должны быть вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Реэкспорт товаров — это таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.
Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа, представляемого в порядке, установленном ГТКРФ.
Если товары при их ввозе заявляются таможенному органу Российской Федерации в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, срок их возврата не может превышать 6 месяцев со дня принятия таможенной декларации. При неосуществлении фактического вывоза в течение установленного срока уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым Центральным Банком Российской Федерации по предоставляемым этим банком кредитам.
При вывозе реэкспортируемых товаров уплаченные ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат возврату при условии, если:
Уничтожение товаров — это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования, без взимания, таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Уничтожению подлежат только фактически ввезенные товары с разрешения таможни.
Отказ от товара в пользу
государства — это таможенный режим, при котором лицо отказывается от
товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения
мер экономической политики.