2.4. Таможенное оформление товаров и транспортных средств

Таможенное оформление — это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима.

Таможенное оформление позволяет установить и подтвердить законность перемещения товаров и транспортных средств через границу, способствует соблюдению порядка перемещения товаров, подтверждает законность внешнеторговой сделки и обеспечивает наряду с другими мерами осуществление таможенного контроля.

Назначение этой функции — учет и регистрация сведений, формирование полной, достоверной документальной информации о перемещаемых товарах и транспортных средствах с целью:
 


Таможенное оформление товаров и транспортных средств включает в себя действия по:



1 Основы таможенного дела / Под общей ред. В.Г. Драганова. — М.: Экономика, 1998. С. 111.

В соответствии с установленным порядком и в зависимости от условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств в процессе таможенного оформления различаются две стадии: осуществление предварительных операций и осуществление основного таможенного оформления.

Предварительные операции (предварительное таможенное оформление) направлены на ускорение пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу, на недопущение ввоза и вывоза запрещенных товаров и транспортных средств, на их идентификацию в таможенных целях. Но, главное, они призваны облегчить и ускорить проведение основного таможенного оформления. Наиболее типичные из них:

Виды предварительных операций определены в главе 22 ТК РФ и перечень их не является исчерпывающим.

При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию России перевозчик обязан уведомить таможенные органы о пересечении границы и готовности к таможенному оформлению. При вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории России такая обязанность лежит на лице, перемещающем товары и транспортные средства. Если данное лицо не уведомит таможенные органы, это обязан сделать перевозчик. После получения уведомления таможенный орган назначает время и место таможенного оформления. После доставки в установленное место товары и транспортные средства, перемещаемые через границу, документы на них предъявляются таможенному органу.

Таможенное оформление товаров начинается после уведомления таможенного органа о доставке товаров в место, отведенное для таможенного оформления, а также представления грузовой таможенной декларации и иных необходимых документов.

В соответствии со ст. 127 ТК таможенное оформление товаров, вывозимых из Российской Федерации и ввозимых в Россию, производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа. Вместе с тем, по просьбе и за счет заинтересованного лица при согласии таможенного органа, в регионе деятельности которого находится такое лицо, таможенное оформление может осуществляться в иных местах и вне времени работы таможенного органа, давшего согласие на это. В случае нахождения производственных подразделений отправителя или получателя вне места расположения такого отправителя или получателя таможенное оформление может осуществляться в таможне, в зоне деятельности которой находятся эти производственные подразделениям.

Таможенный кодекс предоставляет ГТК России право устанавливать, что таможенное оформление отдельных категорий товаров и транспортных средств может проводиться только определенными таможенными органами.

Так, таможенное оформление и таможенный контроль за вывозом из России энергоресурсов возложены на Энергетическую таможню России, созданную приказом ГТК России от 31.05.94 г. № 238. Она ведет таможенный контроль за товарами 27-й группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (сырая нефть, природный газ, продукты их переработки, а также электроэнергия), перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации стационарными транспортными средствами — трубопроводами и по линиям электропередачи.

Учитывая, что стоимостной объем энергоносителей в экспорте страны составляет более 40%, можно говорить об особом месте Энергетической таможни в системе таможенных органов. Экспортная доля оформляемых в таможне товаров преобладает над импортной и составляет 97,8%'.

Приказом ГТК России от 22.12.97 г. созданы таможенные органы, производящие таможенное оформление подакцизных товаров.

Согласно ст. 134 ТК, если в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств возникает необходимость их транспортировки, взвешивания, иного определения количества грузов, выгрузки, перегрузки, исправления поврежденной упаковки, ее вскрытия, упаковки или переупаковки, а также вскрытия помещений, емкостей и других мест, где могут находиться предметы, подлежащие таможенному оформлению, то все перечисленные действия по требованию таможенного органа производит лицо, перемещающее товары через таможенную границу Российской Федерации (перевозчик, владелец склада или иное лицо), обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, в отношении которых проводится таможенное оформление.



1 Жаткин А. И. Энергетической таможне — 5 лет/ Таможенные ведомости. 1999., № 5. С. 63.

В целях таможенного оформления таможенные органы вправе брать пробы и образцы товаров и проводить их исследования в соответствии со ст. 135 ТК.

Данная статья устанавливает порядок взятия проб и образцов товаров, сроки и порядок их исследования, а также распоряжения ими. При этом соблюдаются следующие исходные положения:

Таможенное оформление базируется на выполнении участниками ВЭД требований законодательства об обязательном декларировании (заявлении сведений таможенным органам) всех товаров и транспортных средств. Декларирование — основной этап таможенного оформления. Декларирование как таможенная операция — это заявление таможенному органу сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также о товарах и транспортных средствах, перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется, и о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

Декларирование товаров и транспортных средств — одно из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через границу.

Ст. 169 Таможенного кодекса устанавливает, что декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Товары декларируются в том месте и тому таможенному органу, в котором проводится таможенное оформление товаров. Это, как правило, место расположения таможенного учреждения, куда доставлены подлежащие оформлению товары и транспортные средства.

Основным документом при декларировании является грузовая таможенная декларация (ГГД). Порядок ее заполнения регламентирован Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК Российской Федерации от 16 декабря 1998 г. № 848 (Приложение 4), в которой определен порядок заполнения ГТД на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта и выпуска для свободного обращения.

Таможенная декларация подается в сроки, устанавливаемые ГТК России, которые не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств таможенному органу.

Лица, которые заполняют ГГД и представляют ее вместе с товарами таможенному органу для таможенного контроля и оформления, именуются декларантами. В соответствии со ст. 172 ТК декларантом может быть лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный брокер. Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев, специально определяемых Таможенным комитетом России.

В соответствии с ч. 3 ст. 172 ТК декларант выполняет все обязанности и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную ТК независимо от того является ли он лицом, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, либо таможенным брокером.

При декларировании товаров декларант самостоятельно избирает таможенный режим, в соответствии с которым он ввозит в Россию или вывозит из страны товары, и указывает соответствующий код режима в ГТД. ГГД заполняется на каждую партию товаров, если в отношении их установлен один и тот же режим. Если же применяются различные таможенные режимы, то на каждый из них заполняется отдельная ГТД.

При декларировании товаров и транспортных средств декларант обязан:

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, необходимых для таможенных целей. Существенное значение для определения суммы таможенных платежей играет таможенная стоимость декларируемых товаров и транспортных средств. Поэтому таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу Российской Федерации в соответствии с положением о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской федерации, утвержденным, приказом ГТК РФ от 5.01.94 г. № 1 с изменениями от 3.03.97 г. (Приложение 5).

Декларация таможенной стоимости (ДТС) — это приложение к соответствующей грузовой таможенной декларации (ГТД) и без нее недействительна. ДТС представляется одновременно с ГТД в таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров. В соответствии с Инструкцией по заполнению декларации таможенной стоимости, утвержденной тем же приказом ГТК РФ (Приложение 5), таможенная стоимость декларируется по установленным формам ДТС-1 или ДТС-2 при заявлении тех таможенных режимов, в соответствии с которыми вво-знмые товары облагаются таможенными пошлинами и/или налогами. При заявлении таможенных режимов, в соответствии с которыми ввозимые товары не подлежат таможенному обложению (за исключением сборов за таможенное оформление), таможенная стоимость заявляется в грузовой таможенной декларации. При возникновении у таможенного органа обоснованных сомнений в отношении заявленной таможенной стоимости, он может потребовать от декларанта заполнения декларации таможенной стоимости.

Для заявления таможенной стоимости ввозимых товаров применяются формы декларации таможенной стоимости: ДТС-1 и ДТС-2. Форма ДТС-1 предназначена для использования при заявлении таможенной стоимости, определяемой по методу 1 «Метод по цене сделки с ввозимыми товарами». Форма ДТС-2 предназначена для использования при определении таможенной стоимости по одному из методов 2-6. Для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости кроме декларации таможенной стоимости декларант должен представить следующие документы:

— учредительные документы лица, перемещающего товары;
— договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему (если они предусмотрены);
— счет-фактуру (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформу (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и/или бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара;
— транспортные и страховые документы, если они имеются в зависимости от условий поставки;
— счет за транспортировку или официально заверенную калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в счет-фактуру;
— таможенную декларацию страны отправления (если она имеется);
— упаковочные листы;
— лицензию для товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям в соответствии с установленным порядком;
— сертификат о происхождении товара, сертификат качества, безопасности и др.

По требованию таможенного органа в случае, если для подтверждения заявленной таможенной стоимости недостаточно документов, декларант обязан представить необходимые для этого дополнительные сведения. В качестве дополнительных сведений таможенным органом могут быть затребованы следующие документы:

— контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке;
— счета за платежи третьим лицам в пользу продавца;
— счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром;
— бухгалтерская документация;
— лицензионные или авторские соглашения;
— экспортные (импортные) лицензии; .
— складские квитанции;
— заказы на поставку;
— каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей;
— калькуляцию фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна ее представить российскому покупателю);
— другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости.

ДТС заполняется в 3-х экземплярах, из них:

— первый экземпляр остается в таможенном органе;
— второй экземпляр передается декларанту (экземпляр покупателя);
— третий экземпляр направляется в соответствующее региональное таможенное управление.

Декларация таможенной стоимости является таможенным документом. За все сведения, указанные в декларации таможенной стоимости и в документах, представленных в подтверждение таможенной стоимости, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенным органом осуществляется процедура проверки и оформления таможенной стоимости с учетом конкретных условий оцениваемой сделки. В случае необходимости корректировки произведенных декларантом расчетов (в том числе после предоставления последних таможенному органу необходимых дополнительных сведений должностным лицом таможенного органа делаются соответствующие записи и расчеты либо в специальных графах «Для отметок таможни», либо на обороте формы с указанием заголовка «Отметки таможни».

Корректировка или пересчет заявленной декларантом таможенной стоимости, в том числе для целей временной (условной) таможенной оценки, может быть осуществлен должностным лицом таможенного органа в соответствии.

В том случае, если была произведена корректировка таможенной стоимости в формах ДТС-1 или ДТС-2, то форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1 и КТС-2) является неотъемлемой частью ГТД.

Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в порядке, определяемом ГТК Российской Федерации. Принятие таможенной декларации оформляется соответствующим порядком.

С момента принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Поэтому сведения, содержащиеся в таможенной декларации, должны соответствовать предъявляемым для таможенного контроля товарам и транспортным средствам и другим фактическим данным. При обнаружении в ходе таможенного контроля расхождений между сведениями, указанными в декларации, и фактическими данными, товары задерживаются и применяются санкции, предусмотренные Таможенным кодексом. Указание заведомо ложных сведений в таможенной декларации влечет административную или уголовную ответственность, в том числе и за уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенным кодексом (ст. 176) предусмотрена возможность с разрешения таможенного органа изменять и дополнять указанные в таможенной декларации сведения, а также изымать поданную декларацию. Изменение, дополнение или изъятие может производиться только до:

Таможенным кодексом предусмотрены также случаи подачи временной, неполной или периодической таможенной декларации, а также упрощенный порядок декларирования товаров и транспортных средств.
Таможенное оформление завершается после проверки всех сведений, при наличии всех требуемых документов, представленных для контроля, а в случае необходимости — досмотра заявленных товаров. Завершение таможенного оформления товаров, ввозимых в Россию и вывозимых из России для свободного обращения, подтверждается соответствующей отметкой таможенных органов1.


1 Более подробно о видах таможенных платежей, порядке их исчисления и уплаты, таможенном оформлении и декларировании см.: Основы таможенного дела / Под общей редакцией В.Г. Драганова. — М.: Экономика, 1998. С. 141-182; 279-341; Российское таможенное право/ Руководитель и ответств. редактор докт. юрид. наук, профессор Б.Н. Габричид-зе. - М.: НОРМА— ИНФРА-М, 1998. С. 222-255; Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. — М.: Книжный мир, 1998. С. 112-265; ГравинаА.А., Терещенко Л.К., Шестакова М.П. Таможенное законодательство. Практический комментарий. — М.: Юристъ, 1997. С. 14-147; ГравинаАА., Терещенко Л.К., Шестакова М.П. Комментарий таможенного кодекса Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1996. С. 41-76.