ГЛАВА 5.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В БОРЬБЕ С УКЛОНЕНИЯМИ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

5.1. Проблемные вопросы борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей

Решить задачи уголовно-правовой борьбы с уклонением от уплаты налогов можно путем совершенствования уголовного законодательства и, что не менее важно, соответствующей правоприменительной практики. Проблема уголовно-правовой охраны финансовой сферы — это проблема дефицита не столько самих уголовно — правовых норм, сколько практики их применения '. Применение уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, в настоящее время вызывает трудности, связанные с тем, что уголовное, административное, таможенное и налоговое законодательство не унифицировано, а деятельность налоговых, таможенных и правоохранительных органов по применению санкций зачастую не согласуется.

Политические и социально-экономические преобразования в России повлекли за собой обновление механизма правового регулирования, управления внешнеэкономической деятельностью. Как отмечалось ранее, преступность во внешнеэкономической сфере — сложное общественное явление. Её следует рассматривать с различных точек зрения: социально-политической, правовой, психологической, а также с позиций государственных органов, обеспечивающих защиту общества от подобных преступлений. С точки зрения правоохранительных органов — это угроза безопасности личности, общества, государства.



1 Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Указ. раб. С.8.

 Главная трудность в том, что борьба с преступлениями во внешнеэкономической и налоговой сфере, в том числе и с уклонением от уплаты таможенных платежей, предполагает не только меры, направленные непосредственно против них, но также, на нейтрализацию факторов, непосредственно способствующих их возникновению и развитию.

Задача обеспечения эффективной борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей требует осуществления системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению и пресечению такого рода преступной деятельности. Государственная власть создает новые органы с особыми полномочиями1 для социального контроля2 за ВЭД.

Объектами контроля применительно к нашему исследованию являются материальные и финансовые средства, различных структурных звеньев экономики, проводящих внешнеэкономические операции. Одной из основных целей контроля в сфере ВЭД является предупреждение и выявление преступлений, предусмотренных ст. 194 УК РФ. Условно виды контроля и органы его осуществляющие, следует разделять на два блока — экономический и правоохранительный. Экономический блок осуществляется посредством банковского, аудиторского контроля.



1 11.10.1996 г. издан Указ Президента России № 1428 «О временной чрезвычайной комиссии при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины» для обеспечения взимания налогов и других обязательных платежей в объемах, необходимых для своевременного и полного финансирования расходов на оборону и безопасность государства ..., государственной поддержки науки и культуры, выплаты пенсий и установленных федеральными законами социальных пособий, а также полного финансирования федеральной судебной системы. Основные задачи Комиссии: 1) контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей; 2) разработка мер по обеспечению взимания налогов и других обязательных платежей в полном объеме; 3) обеспечение законности и эффективности деятельности налоговых и таможенных органов, а также органов налоговой полиции. Для реализации поставленных задач Комиссия: 1) принимала решения о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц, соблюдения юридическими и физическими лицами налогового, таможенного и банковского законодательства РФ; 2) осуществляла проверку деятельности налоговых и таможенных органов; 3) привлекала в установленном порядке к ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей государственных учреждений и предприятий, а также представителей государства в органах управления акционерных обществ за нарушения налогового, таможенного и банковского законодательства РФ.

2 Социальный контроль — это механизм, с помощью которого общество и его структуры (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. Советский энциклопедический словарь. - М., 1990. С. 1263.

Органы Федеральной службы по валютному и экспортному контролю (ВЭК) осуществляют надзор за соблюдением действующего законодательства при валютных и внешнеэкономических операциях, контроль и учет за соблюдением порядка предоставления предприятиям права экспорта стратегически важных сырьевых товаров, а также их квотирования и лицензирования. За 6 месяцев 1998 г., службой ВЭК проведено 760 проверок соблюдения валютного законодательства. Возвращено в Россию валютных средств и товаров на сумму 324 млн. руб. Наложено штрафных санкций на сумму 2,9 млрд. руб. (за весь 1997 г. начислено 1,6 млрд. руб.). В доход федерального бюджета перечислено около 80 млн. руб.

ГТК — базовый правоохранительный институт в сфере ВЭД. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба пополняет государственный бюджет. Значительное место в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция, осуществляя которую, они активно участвуют в обеспечении экономической безопасности России. Правоохранительный статус ГТК закреплен в Таможенном кодексе и регламентируется другими нормативно правовыми актами1. Руководствуясь Указом Президента России «О неотложных мерах по организации таможенного



1 Указы Президента России от 18.09.1993 г. № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в РФ» и от 22.12.1993 г. № 2253 «Об отнесении таможенных органов РФ к государственным военизированным организациям». С вводом в действие в августе 1995 г. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные подразделения таможенных органов стали субъектом оперативно-розыскной деятельности. — Прим. авт.

контроля в Российской Федерации» и Постановлением Правительства России «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации», ГТК РФ сосредоточил свои усилия на решении следующих задач:

— создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;
— обеспечение экономической основы суверенитета и экономической безопасности страны;
— пополнение федерального бюджета путём взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;
— участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь, за своевременным возвратом платежей, причитающихся российским экспортёрам за экспортируемые ими товары;
— формирование, ведение и представление таможенной статистики внешней торговли России;
— создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

Принятие в 1997 г. Закона «О службе в таможенных органах РФ» ставит ведомство на качественно новый уровень в системе государственной службы, расширяет права и возможности сотрудников в защите экономических интересов страны. Закон создает новую правовую основу, повышает статус ГТК в общей системе правоохранительных органов. Руководитель ГТК отметил, что на ближайший период приоритетными направлениями деятельности таможенных органов являются совершенствование технологий взимания таможенных платежей и безусловное выполнение заданий по формированию федерального бюджета. В отдельную задачу выделена необходимость улучшать работу правоохранительного блока ГТК1.

С появлением ГТК России как новой самостоятельной структуры с мощными экономическими и правовыми рычагами



1 Независимая газета. № 13.29.01.1998.

воздействия произошло изменение расстановки сил и средств в обеспечении экономической безопасности страны.

С резким расширением и изменением самого механизма внешнеэкономической деятельности масштабы и опасность преступлений неизмеримо возросли. Недостатки нормативной базы, полностью отражающей произошедшие изменения и четко определяющей роль и место каждой правоохранительной структуры, создают дополнительные трудности в борьбе с преступлением, предусмотренным ст. 194 УК.

Задачи правоохранительных органов по борьбе с уклонениями от уплаты таможенных платежей представлены в следующем виде:

— разработка и реализация специальных мер, направленных на борьбу с уклонением от уплаты таможенных платежей;
— выделение приоритетных направлений этой борьбы исходя из специфики криминального «маркетинга» такого деяния, как уклонение от уплаты таможенных платежей;
— обеспечение специальными силами и средствами закрепления новых экономических отношений путём их защиты от преступных посягательств.

Важнейшая функция работы правоохранительных органов состоит в организации системного противодействия возникающим угрозам экономической безопасности государства. Данная функция служит выработке общего замысла и тактике противодействия криминальным действиям, координации усилий отдельных правоохранительных органов и обеспечению их взаимодействия путём существенного расширения информационных ресурсов за счёт объединения их возможностей.

Формы и методы преступной деятельности постоянно совершенствуются. Качественными характеристиками организованных преступных групп и сообществ являются закрытость и защита от «утечки» информации, свидетельствующими о преступной деятельности не только пассивными (подделка документов), но и активными (контроператив-

ная работа, уничтожением материальных объектов, могущих служить доказательством преступной деятельности) методами. Наряду с закономерностями возникновения доказательств действует закономерность их исчезновения. Доказательства могут не возникнуть в таком количестве, чтобы быть обнаруженными современными средствами и методами, либо их количество окажется недостаточным для раскрытия преступления. Имеются в виду объективные процессы, не зависящие от качества расследования и субъективных качеств следователя1. В ходе исследования установлено, что большая группа уголовных дел, возбужденных по ст. 194 УК РФ следственными органами и органами дознания, приостанавливается по п.п. 1, 3 ст. 195 УПК РФ. Поэтому важным резервом повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов является ускоренное освоение и внедрение в практику предупреждения, раскрытия и расследования преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, методов оперативно-розыскной деятельности.

Отмечается усиление давления на сотрудников ГТК криминальными структурами. Преступники, действуя все более изощренно, стремятся удержать свои позиции. Чтобы склонить таможенников к сотрудничеству, используется шантаж и нападения на членов их семей. За 1997 г. и шесть месяцев 1998 г. девять таможенников погибли, шесть — захвачены в заложники. Преступные группировки активно внедряют своих агентов в таможенные структуры. Специальным подразделениям ГТК удалось пресечь в 1997 году 26 подобных попыток. В целях позитивного воздействия на сложившуюся проблемную ситуацию ГТК использует оперативные возможности ФСБ, ФПС, МВД и СВР2.

Однако реализация закрепленных за таможенными органами правоохранительного статуса и права на оперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение которых потребует совместных усилий других правоохранительных структур, прежде всего оперативных аппаратов БЭП.



1 Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. - М., 1988. С. 234.

2 Отчет ГТК за 1997 г.

Безусловно, каждому правоохранительному органу необходимо самостоятельно решать собственные задачи, самостоятельно определять новые ориентиры для решения вопроса обеспечения экономической безопасности и в рамках действующего закона применять на практике различные способы решения этих вопросов. В решении вопросов борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей руководителям территориальных подразделений, необходимо шире использовать современные методики. Только «эффективный налоговый контроль способен оказать огромное влияние на налогоплательщиков и предотвратить совершение налоговых преступлений и правонарушений», — считает А.Н. Козырин1. Практика подтверждает это мнение. Наиболее эффективным способом его проведения являются совместные проверки налогоплательщиков силами ГТК, МВД, ФСНП, ГНС РФ.

Вопросы взаимодействия в ходе раскрытия и расследования экономических преступлений находятся в центре внимания государственной власти2. Под взаимодействием следует понимать осуществляемую в рамках действующего закона совместную, согласованную по цели, месту и времени деятельность равноправных субъектов предупреждения преступлений3.

Проблемы организации взаимодействия государственных органов в деле обеспечения внешнеэкономической безопасности можно представить как:



1 Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. Независимое издательство «Манускрипт». — М., 1993. С. 100.

2 Указ Президента РФ М» 244 от 03.03.1998 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики».

3 Петров Э.И., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. — М., 1995. С. 74.

— межгосударственное взаимодействие;
— взаимодействие между правоохранительными органами;
— внутриведомственное.

Для решения проблемы представляется необходимым:

1) совершенствовать деятельность таможенных, налоговых и правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности страны посредством определения и нормативного закрепления границ полномочий и функциональных обязанностей в борьбе с уклонением от уплаты таможенных платежей ГТК, МВД, ФСБ, ФСНП, ГНС, Прокуратуры России1;

2) аналитическим подразделениям ГТК, МВД, ФСБ, ФСНП, ГНС, Прокуратуры России разработать методику координации и взаимодействия практических органов при проведении совместных операций. Создание как межструктурного, так и внутриведомственного эффективного механизма координации и взаимодействия правоохранительных органов возможно лишь при условии соблюдения ими принципа научного подхода в разработке оптимальной модели деятельности по обеспечению внешнеэкономической безопасности, при безусловной ориентации на интересы общего дела. По сведениям ГИЦ МВД России, в 1997 г. всего выявлено и раскрыто уклонений от уплаты таможенных платежей — 882 факта. Из них ГТК - 351, МВД России (КМ - 428, БЭП - 49, УР - 5, РУОП - 373, следователями ОВД -40), Прокуратура России - 51, ФСНП - 2, ФСБ — I2. В различных вариантах взаимодействия раскрыто 420 фактов, т.е. — 48%.



1 В январе 1998 г. подготовлен совместный приказ МВД, ГНС, ФСНП, ГТК России «О мерах по совершенствованию порядка взаимодействия и обмена информацией налоговых, таможенных и правоохранительных органов при проведении предварительной проработки материалов для последующей проверки организаций-нарушителей налогового законодательства». — Прим. авт.

2 ГИЦ МВД России. Сведения о работе подразделений криминальной милиции по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности за 1997г.

 Наиболее продуктивно взаимодействие ГТК и служб МВД России, особенно после издания приказа № 119 от 27 марта 1995 г. «Об объявлении решения коллегии МВД России» от 10 марта 1995 г. № 2км/2 «О работе органов внутренних дел Северо-Западного региона по выявлению и пресечению контрабанды, незаконного вывоза из России стратегически важных товаров и сырьевых ресурсов и мерах по ее совершенствованию». В п. 2.1 ставится задача руководителям ОВД взять личный контроль осуществление мероприятий, направленных на повышение эффективности борьбы с преступлениями во внешнеэкономической сфере. Предлагается считать это направление приоритетным в деятельности ОВД. В п. 2.2 требуется, чтобы работа была организована во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами. Мы связываем выполнение требования данного приказа ОВД с показателями по борьбе с уклонениями от уплаты таможенных платежей в Северо-Западном регионе. В 1997 г. в результате совместных действий МВД и ГТК России пресечена деятельность ОПГ из 12 человек, имевших коррумпированные связи с чиновниками ГТК России. В 1995-97 гг., через созданную в США фиктивную фирму по подложным документам они ввезли в Россию свыше 1,5 тыс. автомобилей иностранного производства. Государству причинен ущерб на сумму 80 млрд. руб.1



1 Щит и Меч. 1977. № 28. Отчет МВД за 1997 г.

Взаимодействие в рамках реализации уголовной политики по борьбе с уклонениями от уплаты таможенных платежей требует объединения усилий правоохранительных органов — МВД, ГТК, ФСБ, Прокуратуры, ФСНП. Законодательство, регулирующее их процессуальное взаимодействие, не исключает тесного непроцессуального сотрудничества между ними (конкретизация задач, обеспечение единства в толковании законов и т.п.), диктуемого региональными особенностями. Координация их усилий возложена на органы транспортной прокуратуры1.
Контролирующие органы, в том числе транспортная прокуратура, наделены правом отмены решений таможенных органов по делам о нарушениях таможенных правил. Однако зачастую это право используется не для привлечения нарушителей к ответственности, а для их амнистирования. Так, «местные» таможенные органы выявили в 1995 г. свыше 40 нарушений таможенных правил объединением «КАМАЗ», а вышестоящие таможенные органы «простили» эти прегрешения. Одно из таких на сумму до 30 млрд. руб. (ввезли оборудование и поместили на склад, где оно пролежало два года без оплаты таможенных пошлин, без «растаможивания» документов, сроки хранения истекли). Транспортная прокуратура дважды выносила по этому факту представления (начальнику таможни и руководству «КА-МАЗа»). Таможня через два месяца после неоднократных напоминаний вынесла решение о конфискации упомянутого оборудования (законное и обоснованное решение), но Татарское таможенное управление отменило это решение со ссылкой на государственные интересы.



1 В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре РФ», Указом Президента России от 18.04.1996 г. «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» утверждено Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, где предусмотрены в разделе 2. Основные направления координационной деятельности. В п. 5 правоохранительные органы осуществляют: совместный анализ состояния преступности, её структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; в разд. 3. полномочия участников координационной деятельности. В п. 7.... прокуроры созывают координационные совещания. В состав координационного совещания входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов; п. 8. Решение координационного совещания оформляется в письменной форме; п.9. Председатель координационного совещания: созывает координационное совещание; истребует информацию, необходимую для организации координационной деятельности; организует рабочие группы из представителей правоохранительных органов; назначает из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания, который возглавляет секретариат координационного совещания. — Прим. авт.
Тем самым подорван авторитет «местной» таможни («не высовывайся») и уж тем более закона («можно и обойти законы)1.

Объективные процессы, происходящие в России в связи с реформами, вызвали кроме позитивных и негативные последствия. Так, произошла интенсивная интеграция российской преступности в международную. Организованная преступность, затрагивающая внешнеэкономическую сферу, сейчас всё более носит трансграничный и транснациональный характер.

Немаловажное значение при этом имеет создание необходимой правовой основы сотрудничества ГТК и правоохранительных органов других стран. Существенную специфику имеет сотрудничество членов СНГ в деле борьбы с преступностью. Эта специфика обусловлена наличием «прозрачных границ» между ними. Без тесного оперативного сотрудничества между правоохранительными органами республик СНГ невозможна эффективная борьба с так называемой «маятниковой» преступностью2. В подписанных соглашениях о сотрудничестве с правоохранительными органами и спецслужбами стран СНГ и других государств, имеются соответствующие позиции о взаимодействии по линии борьбы с организованной преступностью, в том числе и совершающей преступления в сфере ВЭД. Например, подписано постановление Правительства России от 18 ноября 1997 г. № 1449 «О заключении Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью», принят Закон России от 28 апреля 1997г. № 72-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством России и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов». Координация усилий с правоохранительными структурами и спецслужбами зарубежных стран, перевод их на практические рельсы становится актуальной задачей. В этой связи перспективным путём является подготовка и заключение в дополнение к имеющимся соглашениям более конкретных протоколов, детализирующих их положения о координации работы и взаимодействии по борьбе с уклонениями от уплаты таможенных платежей.



1 Законность. 1996. № 6. С. 30-31.

2 Гришанин П.Ф. Современные проблемы уголовной политики и уго-ловно-правовой практики: Лекция. — М., 1994. С. 18.

Так, в Соглашении о сотрудничестве между Правительством России и Правительством Португальской Республики в области борьбы с преступностью в ст. 1 указано, что одной из областей сотрудничества является борьба с преступлениями в налоговой сфере. Статья 3 настоящего Соглашения возлагает выполнение обязанности с Российской стороны на ГТК, МВД России и другие федеральные органы, а с Португальской — на органы с аналогичными функциями.

Затрагивая проблему поиска мер профилактики уклонения от уплаты таможенных платежей, мы согласны с мнением С. В. Максимова, что «Обстоятельства в жизни общества меняются быстро и правовая основа борьбы с преступностью (в том числе и профилактика) может быстро стать неэффективной, несмотря на трудоемкие усилия по ее концептуальной разработке. Готовность к маневру на уровне концепции и воплощающих ее правовых актов, отказ от претензии на роль неизменной официальной модели профилактики преступлений — обязательное требование переходного периода»1.

Роль МВД России в борьбе с уклонением от уплаты таможенных платежей в период актуализации данной задачи всегда была высока. В деятельности органов внутренних дел большое значение имеет предупреждение правонарушений и преступлений, в т.ч. уклонений от уплаты таможенных платежей. Федеральный закон «Об Оперативно — розыскной деятельности» в ч. 1 п. 2 ставит перед оперативными подразделениям ОВД задачу предупреждения преступления. Согласно ст.ст. 2, 8, 9 Закона «О милиции» предупредительная функция входит в прямую обязанность и неоперативных подразделений ОВД (следственные органы, участковые инспекторы).



1 Максимов С.В. О некоторых аспектах разработки концепции законодательного регулирования профилактики преступлений. Труды Академии МВД РФ. _ м., 1996. С. 165.

 В приказе МВД России № 284 от 12 июня 1993 г. «О мерах по организации совершенствованию профилактической деятельности органов внутренних дел» и принятой Коллегией МВД России от 29 мая 1993 г. концепции профилактической деятельности органов внутренних дел прямо указывается: «считать профилактику преступлений одним из приоритетных направлений органов внутренних дел России по борьбе с преступностью». В этих документах профилактике дается широкое, всеобъемлющее толкование. В частности, обоснованно утверждается, что профилактика преступлений — вид деятельности органов внутренних дел, осуществляемой в пределах их компетенции, в соответствии с законодательством России и принципами Декларации прав человека и гражданина, путем проведения мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел — это вид деятельности служб, подразделений и отдельных сотрудников, осуществляемой в пределах их компетенции, по выявлению причин и условий преступлений, принятию мер к их устранению, позитивному корректирующему воздействию на лиц с противоправным поведением (профилактика), а также по предотвращению замышляемых и подготавливаемых или пресечению начатых и длящихся преступных деяний1. Предупреждение охватывает и продолжаемые преступления в т.ч. предусмотренное ст. 194 УК РФ.

В России для осуществления общепрофилактических мероприятий активно используют комплексные мероприятия с непосредственным участием в них других государственных контролирующих органов, а также общественных организаций. В масштабе всей страны МВД России проводит комплексные операции: «Транзит», «Суррогат», «Зимовка», «Караван», «Привоз», «Трасса», «Путина», — и всегда в ходе их проведения изучаются вопросы, связанные с предотвращением сокрытия доходов от налогообложения.



1 Петров Э.И., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. — М., 1995. С. 62.

 В результате таких профилактических мероприятий предупреждаются крупные преступные акции. Только от операции «Путина — 97» экономический эффект составил 120 млрд. руб.'

Переход к рынку и связанные с этим приватизация государственного имущества, либерализация цен, активное развитие негосударственных форм хозяйственной деятельности породили в стране новый тип общественных отношений, основанных на деловой активности, индивидуальной инициативе. Частная собственность, которая, по представлениям социалистической экономики, признавались причиной всех бед, и в т.ч. преступности, получили право на существование и защищена Конституцией России2. Происходит процесс переоценки ценностей на макро- и микроуровнях экономики. Меняется психология общества и отдельного человека. Господствовавший взгляд на собственность как на чужое, недостойное человека социалистического общества явление сменился сознанием того, что собственность — это основа свободы и независимости личности.

Радикальные перемены в общественной жизни обусловили новые подходы таможенных, налоговых и правоохранительных служб к борьбе с преступностью, характеризующиеся прежде всего признанием особенной ценности личности. Так, ст. 2 и ст. 7 УК РФ определяет приоритетной задачей охрану прав и свобод человека и гражданина.

Определенные шаги в разработке обновленной концепции профилактики преступлений, повышении эффективности деятельности правоохранительных органов, нацеленных на предупредительную работу в новых условиях, предприняты учеными: А.И. Алексеевым, Ю.М. Антоняном, М.М. Бабаевым, П.Ф. Гришаниным, А.Э. Жалинским, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковским, И.П. Портновым, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревиным, и др.



1 Щит и Меч. № 28. 12.03.1998. (Отчет МВД России за 1997 г.).
2 Конституция Российской Федерации, ст.ст. 8, 35.

В их работах подчеркивается, что нужна такая профилактика, которая опиралась бы на современные условия и перспективы общественного развития, являлась неотъемлемой частью социальных программ, несла в себе идею гуманизма, т.е. интересы человека ставила превыше всего.

Практика показывает, что в настоящее время на формирование концепций профилактики оказывают влияние несколько точек зрения. Одна из них исходит из того, что борьба с преступностью является прямой обязанностью правоохранительных органов и поэтому только они ответственны за ее состояние. Так, многочисленные опросы общественного мнения свидетельствуют, что более 80% населения считают борьбу с преступностью исключительным делом силовых структур, преимущественно милиции.

Следующая позиция выражена в том, что охватить налоговыми проверками максимальное количество налогоплательщиков. Реализация данной концепции усложнена. Поэтому правоохранительным, таможенным и налоговым органами акцент необходимо делать не на силовые, а на предупредительные мероприятия. По примеру развитых стран, где основной упор сделан на «лояльные» методы.

На наш взгляд, особую значимость приобретает применение таможенными службами развитых стран для предупреждения уклонения от уплаты таможенных платежей специализированной информационной базы. Так, в структуре Главного налогового управления Франции действуют информационные системы служб по исчислению баз взимания налогов и контроля (ИСДА), система механизации счетных операция (МЕДОС), система актуализации кадастровой информации (МАЖИК). Использование информационных систем позволило налоговой администрации США объявить в 1978 г. о начале компьютеризованной программы «вылавливания» злостных неплательщиков — тех, кто вообще отказывается платить налоги. По оценкам Налогового управления США их насчитывается сейчас около 1 млн. человек.

Эффективность профилактической деятельности находится в прямой зависимости от их информационной обеспеченности. Оперативные, таможенные и налоговые службы проводят сбор, накопление и анализ полученных сведений о причинах и условиях, способствующих тамо-женно-налоговым преступлениям и правонарушениям в обслуживаемых отраслях и тенденциям развития. Информационно-аналитическая работа служит инструментом организации деятельности правоохранительных, таможенных и налоговых органов. Предотвращение или смягчение последствий действий, угрожающих экономической безопасности РФ, требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства1. Мониторинг позволяет определить элементы охраняемого уголовным законом объекта, которые в наибольшей степени могут быть подвергнуты криминальному воздействию. В свою очередь, познание характеристики угроз позволяет правильно расставить силы и средства правоохранительных, таможенных, налоговых органов и повысить эффективность его применения. Необходимо иметь динамичную модель существующей в России проблемной ситуации с уклонением от уплаты таможенных платежей со своевременной актуализацией и реализацией накапливаемой в ней информации. Таможенная и налоговая подсистема мониторинга, решая свои задачи, должна быть логично встроена в общероссийскую систему мониторинга социально-экономических явлений. При этом следует учитывать такой элемент криминологической характеристики уклонения от уплаты таможенных платежей, как транснациональный характер действий лиц, а также ОПГ, ОПС совершающих преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ. Важную роль в мониторинге уклонения от уплаты таможенных платежей должно сыграть заключение соглашений между Правительством РФ и правительствами других государств о сотрудничестве и обмене информацией по вопросам соблюдения налогового законодательства.



1 Указ Президента России от 29.04.19% г. N» 608. «О Государственной стратегии экономической безопасности РФ».
 

В промышленно развитых странах большое значение отводится законодательной профилактике недопущения сокрытия доходов. Шведское законодательство содержит «Положение об оптовых закупках», адресованную государственным организациям, осуществляющим покупку оптом, в соответствии с которой они не должны соглашаться на предложения тех, кто не зарегистрирован надлежащим образом в качестве уплатившего НДС, таможенные платежи или другие налоги. Кроме того, предписывается, что если государственная организация решила заключить договор с предпринимателем, у которого имеется налоговая задолженность, то об этом следует немедленно сообщить судебному исполнителю.

Правовой гарантией эффективной профилактики уклонений от уплаты таможенных платежей в нашей стране по примеру ряда стран Центральной Европы должен стать разработанный в 1996 г. Министерством финансов России при участии МВД России и других заинтересованных служб и вступивший в силу с 01.01 2000г. закон о контроле за крупными расходами налогоплательщиков. Контроль распространяется на покупателей недвижимости и транспортных средств. Это позволит упростить осуществление контроля, поскольку все сделки купли-продажи с этими видами имущества по действующему законодательству должны регистрироваться в том случае, если стоимость сделки не ниже 1000-кратного МРОТ.

Отношение общества к уплате таможенных платежей и налогов наглядно демонстрирует объём собираемых налогов. Перспективы развития состояния налоговой культуры и бюджетной дисциплины можно спрогнозировать, исходя из данных директора Российского независимого института социальных и национальных проблем М. Горшкова. К уклонению от налогов (в т.ч. и таможенных платежей) около 45% молодых людей в возрасте до 30 лет относится с одобрением1. Для сравнения приведём социологическое исследование, проведённое Российским независимым институтом социальных и национальных проблем декабре 1997 г. В 13 территориально-экономических районах России опрашивались 2000 респондентов в возрасте 18-26 лет. Вопросы задавались двум группам лиц:

а) относящих себя к адептам, традиционных для России конфессий и соблюдающих нравственные нормы поведения, ведущих правопослушный образ жизни под влиянием религиозных убеждений;

б) относящим себя к атеистам, на правопослушность которых влияет полученное воспитание и социальный опыт.

На вопрос: «Приходилось ли вам уклоняться от налогов?» ответы распределились следующим образом (первые цифры относятся к верующей части молодёжи, вторые — к атеистической молодёжи):

Да, часто: 7,3 / 6,0

Редко, только пробовал: 6,6 / 6,3

Сам этого не делал, но других за это не осуждаю: 32,2 / 32,6

Нет, я противник подобных действий: 43,1 / 45,1

Не хочу отвечать на вопрос: 10,7 / 10,02.

Таким образом, полностью подтверждается мнение А.Н. Козырина, что даже законопослушное население относится к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к другим законам, полагая, что государство устанавливает налоги исключительно в своих интересах3. По нашему мнению, для позитивного воздействия на сложившеюся ситуацию требуется вмешательство государства посредством применения правовых инструментов, в частности, уголовной превенции и методов общей профилактики.



1 Известия. № 10.21.01.1998.

2 Мчедлов М.П. НГ - Религии. № 1.23.01.1998. С. 10.

3 Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. — М., 1993. С. 93.

Особую роль в повышении эффективности профилактики уклонения от уплаты таможенных платежей мы отводим формированию налоговой культуры, выделив её из понятия правовой культуры. Наиболее точно определяет значение правовой культуры А.Э. Жалинский, считающий, что правовая культура находится в тесной связи с законностью; пронизывает процесс укрепления законности, выступает в качестве его метода и необходимого состояния; представляет собой важнейшее практическое условие эффективности всех направлений борьбы с преступностью'.

Налоговая культура— это глубокое знание и понимание необходимости уплаты налогов, таможенных платежей как внутренней потребности личности, соблюдение налоговых отношений, регулятивных правовых и нравственных норм. Налоговая культура включает в себя культуру уплаты таможенных платежей частными лицами и соблюдение бюджетной дисциплины юридическими лицами.

В промышленно развитых странах воспитание лояльного отношения к таможенным платежам, налогам осуществляется через прессу, радио, телевидение и другие общественные институты и фактически охватывает всю сознательную жизнь гражданина. В условиях России, где уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов считается чуть ли не доблестью, нужна детально проработанная долгосрочная федеральная программа по воспитанию законопослушного налогоплательщика. С обоснованием необходимой разработки и принятия такой программы в конце 1995 г. выступили налоговые и правоохранительные органы. В Правительстве России такую инициативу одобрили и планировалось создание Координационного совета по разработке федеральной программы по формированию высокой налоговой культуры у граждан, но до реализации дело не дошло. Как показывает практика, даже незначительные усилия в области профилактики уклонения от уплаты таможенных платежей приносят успех.



1 Жалинский А.Э. Социально — правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью. — М., Наука. 1989. С. 170.

Например, в радиообращении Президента России от 3 апреля 1998 г. говорится: «Людей, которые добросовестно платят налоги, с каждым годом становится у нас все больше. В этом году таких предполагается, будет больше пяти миллионов. А значит, в сравнении с 1995 годом их число увеличится в четыре раза»'. Вместе с тем считаем, что резерв для воспитания налоговой культуры имеется большой, так как работающих и получающих иные виды доходов в России по данным Госкомстата России насчитывается до 70 млн. чел.

Современная уголовная политика актуализирует новую задачу правовой борьбы с теневой экономикой. Незаконный доход— это все денежные средства, фактически поступившие физическому или юридическому лицу в результате сделки, нарушающей диспозицию статьи УК2. Основной задачей является борьба с «отмыванием денег». Разработка проекта Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» и связанного с ним проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» обусловлена усилением угрозы экономической безопасности страны от криминализации хозяйственной деятельности, росту которой способствует ослабление системы государственного контроля, распространение незаконного предпринимательства на внутреннем финансовом и потребительском рынках, а также во ВЭД. Размеры теневой (незаконной) экономической деятельности в целом превысили уровень 40% валового внутреннего продукта.



1 Коммерсант Дейли. № 59.04.04.1998.

2 Мазур С.Ф. Современные проблемы борьбы с экономическими преступлениями (уголовно — правовые аспекты). Труды Академии МВД РФ. — М., 1997. С. 42.

Объем теневого розничного оборота товаров и услуг достиг 58% их легального оборота на потребительском рынке1. Расширению теневой экономики сопутствует устойчивый рост экономической преступности, которая все в большей степени приобретают черты легального предпринимательства. Общий размер доходов криминалитета, извлеченный только по выявленным и раскрытым преступлениям и правонарушениям в сфере экономики, достиг в 1997 г. 13,3 трлн. руб.2

Основная часть доходов от преступной деятельности в сфере экономики используется для расширения экономической базы теневого и криминального предпринимательства, проникновения на гарантированные и высокодоходные рынки вложения капитала в России, вывоза капитала за рубеж, достижения иных целей, связанных с неконтролируемым вводом средств, составляющих такие доходы, в легальный оборот (легализацией). Действующие механизмы правовой ответственности и контроля не обеспечивают эффективной и последовательной борьбы с этим опасным социальным явлением. Законодательство об уголовной ответственности за легализацию (отмывание) незаконных доходов (ст. 174 УК РФ) не в полной мере использует возможности противодействия этому преступлению уголов-но-правовыми мерами.

Международный опыт показывает, что для противодействия указанным негативным явлениям в сфере экономики необходимы согласованные меры административного и финансового контроля за операциями юридических и физических лиц с денежными средствами и имуществом, включая меры ответственности за нарушение правил ведения таких операций. 



1 Болотский Б.С. Социальные и правовые предпосылки разработки законодательных основ борьбы с легализацией капиталов теневой экономики в России. //Материалы конференции. июль!998. МИ МВД РФ.

2 ГИЦ МВД России. Сведения о работе подразделений криминальной милиции по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности за 1997 г.

Государственная политика борьбы с преступностью реализуется не только через законы, имеющие основным предметом борьбу с преступностью и деятельность правоохранительных органов, но и через конституционное, гражданское, финансовое, налоговое, таможенное и другое законодательство1.



1 Миньковский Г.М., Ревин В.П. О необходимости подготовки и содержании проекта Федерального закона «Основы государственной политики борьбы с преступностью». Труды Академии МВД РФ. — М 1997. С. 6.