В этой монографии рассмотрен исторический аспект проблемы уклонения от уплаты таможенных платежей, проведен сравнительно-правовой анализ законодательства, регулирующего ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в странах Европейского сообщества, США, таможенного союза в рамках СНГ, проанализирована социально-экономическая ситуация в сфере таможенного налогообложения, сложившаяся в России, раскрыта роль уголовной политики в регулировании таможенного налогообложения и ее влияние на правоприменительную практику, а также представлена развернутая характеристика проблемы и предложены пути ее решения.
Базируясь на результатах исследования, можно сформулировать следующие выводы и предложения:
роль налоговой системы в государстве выражается во влиянии на развитие и укрепление рыночных отношений, служит барьером на пути эскалации экономического кризиса, последствиями которого могут быть общесоциальные негативные процессы, в том числе обнищание широких слоев населения, рост преступности. Несмотря на принимаемые меры количественные и качественные характеристики деяния, выраженного в уклонении от уплаты таможенных платежей, остаются высокими. В этой связи исследование проблемы борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей требует особого внимания со стороны государственных органов, в функциональные обязанности которых входит борьба с преступлением, предусмотренным ст. 194 УК РФ (прежде всего Государственного таможенного комитета, транспортной прокуратуры и органов внутренних дел). Решение проблемы предполагает учет особенностей развития экономики и общества и криминогенных факторов, влияющих на состояние уклонения от
уплаты таможенных платежей, а также обеспечение координации всего процесса борьбы с ним.
На повышение уровня эффективности деятельности государственных органов в борьбе с уклонением от уплаты таможенных платежей направлены следующие предложения и рекомендации:
1) в области правотворчества — в условиях экономических преобразований и осуществляемой правовой реформы целесообразно внести изменения в уголовное законодательство, направленные на дальнейшую дифференциацию уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Для этого возможно ввести ужесточение ответственности за совершение преступления, в том числе в различной степени соучастия в составе организованных преступных групп, и за пособничество в уклонении от уплаты таможенных платежей сотрудников таможенных, налоговых и правоохранительных органов;
2) в области правоприменения целесообразно предпринять меры по повышению качества выявления и расследования преступлений, квалифицируемых по ст. 194 УК РФ, а также их предупреждения, ориентированные на:
— общее предупреждение преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, то есть воздействие на комплекс экономических, политических, культурологических проблем общества, выступающих как причины преступления;
— специальное предупреждение, направленное на устранение причин и условий на индивидуальном и групповом уровнях, путем целенаправленной предупредительной работы с конкретными лицами:
а) находящимися в условиях, способствующих совершению преступлений;
б) характеризующимися негативно — отклоняющимся (девиантным) поведением, могущим привести к принятию решения на уклонение от уплаты таможенных платежей;
в) ориентированными исключительно на преступное
поведение;
— совершенствование организации борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей, мониторинг проблемной ситуации в отношении деяний, входящих в совокупность налоговых преступлений (ст.ст. 194, 198, 199 УК РФ), системы оценки и прогнозирования преступности в сфере таможенного налогообложения, ресурсного обеспечения государственных органов, в функциональные обязанности которых входит борьба с уклонениями от уплаты таможенных платежей;
В борьбе с уклонением от уплаты таможенных платежей важны: профессиональные качества сотрудников ГТК (наличие образования и опыта, позволяющего качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности). 3) В области реализации уголовной политики в отношении борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей — целесообразно внедрение целевых программ борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей на основе изучения и прогнозирования криминогенной ситуации, в том числе и с позиций криминального «маркетинга», учет изменений в способах совершения преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, определения и уточнения целей борьбы с явлением, методов и средств их достижения.
Уголовную политику, направленную на борьбу с уклонениями от уплаты таможенных платежей физическими и юридическими лицами, целесообразно объединить с уголовной политикой борьбы против других деяний, входящих в группу налоговых преступлений и с отмыванием денег, полученных в результате преступной деятельности.
Особая роль современной уголовной политики в направлении борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей состоит в поддержании законности в соответствии с требованиями, предъявляемым к правовому государству. Для правового государства характерно повышенное значение
судебной власти, поэтому дела о таможенно-налоговых преступлениях, нерешенных путем соглашения сторон, следовало бы рассматривать в судебном порядке.
4) В области профилактики преступлений методами уголовного права — требуется повышение эффективности специальной и общей превенции уклонения от уплаты таможенных платежей, а также использования в борьбе с преступлением, предусмотренным ст. 194 УК РФ, уго-ловно-правовых институтов и норм с непосредственно выраженной профилактической направленностью, в частности, поощрительных норм.
5) В работе дана криминологическая характеристика лиц, совершивших уклонение от уплаты таможенных платежей, на основе которой авторы делают заключение о свойствах личности, которые при определенных условиях могут стать дополнительным криминогенным фактором. Авторами проанализированы наиболее распространенные способы уклонения от уплаты таможенных платежей.
6) Авторами проанализированы уголовно-правовые аспекты ответственности за преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, и рассмотрен состав преступления, предусмотренный ст. 194 УК РФ. Поскольку диспозиция данной статьи является бланкетной, авторы провели сравнительно-правовой анализ таможенного и налогового законодательства, подзаконных актов, регулирующих уплату таможенных платежей физическими и юридическими лицами. На эффективность применения норм уголовного права влияет внутренняя противоречивость и коллизии с нормами таможенного права.
Рассмотрены на примере большой группы уголовных дел типичные варианты квалификации деяний лиц, уклонившихся от уплаты таможенных платежей по совокупности, совершенных ими преступлений. Конкуренция норм уголовного права также нашла свое отражение в представленной работе. В результате анализа авторами сделан вывод о
необходимости совершенствования практики применения ст. 194 УК РФ. К основным предложениям относятся:
Для повышения эффективности борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей, на наш взгляд, следовало бы использовать опыт борьбы с соответствующими преступлениями в странах БЭС, США и Казахстана.
Позитивно изменить ситуацию могут следующие меры:
— создание на базе арбитражных судов налоговых судов, в юрисдикцию которых входило бы решение спорных вопросов между ГТК и плательщиками таможенных платежей;
— усиления таможенно-налогового контроля посредством:
а) применение бесконфликтного контроля за уплатой таможенных платежей, направленного на помощь юридическим и физическим лицам, с целью организовать правильное осуществление выплат, и ведения отчетности по ним;
б) дифференцирование (по принципу прибыльности) проведения проверок внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;
в) внедрение новейших информационных технологий как в направлении сбора, обработки и хранения сведений о субъектах внешнеэкономической деятельности (сеть ЭВМ), так и в средствах коммуникации (электронная и другие виды связи). Комплексное применение информационных технологий возможно в сети Интернет. Авторами предложена новая формулировка ст. 194 УК РФ. Для достижения целей уголовной политики в борьбе с уклонениями от уплаты таможенных платежей целесообразно внести изменения в санкцию статьи 194 УК РФ, предусмотрев в ней конфискацию имущества.
Особенно актуальна задача повышения эффективности правоприменительной практики в следующих направлениях:
— внутренняя самоорганизация государственных структур, уполномоченных бороться с уклонениями от уплаты таможенных платежей;
— организация взаимодействия таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов, в задачу которых входит предупреждение, выявление и расследование преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ;
— организация информационных баз о субъектах ВЭД и лицах, нарушающих установленные законом правила, а также качественный обмен информацией, для чего следует применять возможности Интернет;
— усиление правоохранительного блока ГТК и прежде всего оперативных подразделений;
— формирование налоговой
культуры и бюджетной дисциплины.