В государственных доходах таможенным платежам (налогам и сборам) принадлежит важнейшее место, и само существование государства неразрывно связано с их взиманием. Таможенные платежи выплачиваются в соответствии с Конституцией РФ и принятыми на ее основе законами и дрэрши нормативными актами1.
В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1998 год» за счет таможенных платежей и налогов должно формироваться 70% федерального бюджета (в 1997 году — 60%). Реальность бюджетного дефицита обостряет проблему сбора налогов и таможенных платежей.
Главную причину создавшегося положения с бюджетом России экономист Е. Ясин видит в том, что большая часть денег уводится из-под налогообложения в «теневую» сферу2. По оценкам специалистов, в бюджет не поступает от 30 до 50% подлежащих уплате таможенных платежей и налогов (в США эта цифра составляет 15%)3.
1 Ч.З ст. 75 Конституции России, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, Федеральные законы «О федеральном бюджете», «О таможенном тарифе», «Об основах налоговой системы РФ», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах», «О подоходном налоге с физических лиц»; Указы Президента РФ от 29.08.1994г. № 1787 «О внесении таможенных платежей по подакцизным товарам в федеральный бюджет»; от 17.12.1994г. № 2195 «О мерах по реализации Указа Президента РФ»; от 29.08.1994 г. № 1787 «О внесении таможенных платежей по подакцизным товарам в федеральный бюджет»; от 18.09.1996 г. № 1363 «Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей»; постановления Правительства РФ: от 18.07.1996 г. № 816 «О льготах по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозных на таможенную территорию РФ в качестве гуманитарной помощи»; от 13.08.1997г. № 1002 «О дополнительных мерах по обеспечению полноты поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет» и др.
г Теневой оборот в России //Финансовые известия. 1996. 11 июля.
3 Недобор налогов подталкивает власти к фискальным репрессиям //Финансовые известия. 1996. 6 августа.
Непосредственный контроль за соблюдением своевременной и полной уплатой таможенных платежей возложен на Государственный таможенный комитет Российской Федерации (далее ГТК), который непосредственно осуществляет мероприятия по борьбе с преступлениями во внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД). Борьбу с уклонением от уплаты таможенных платежей также должны вести аппараты по борьбе с экономической преступное-! тью, следственные аппараты МВД России, другие подразделения органов внутренних дел и правоохранительных органов. Однако, несмотря на широкую распространенность уклонений от уплаты таможенных платежей, применение ст. 194 УК РФ в практике правоохранительных органов незначительно. Основные причины:
* отсутствие четко установленных признаков и критериев для квалификации юридического состава уклонения от уплаты таможенных платежей;
* разобщенность действий таможенных, налоговых и других правоохранительных органов;
* отсутствие комплексных теоретических разработок и как следствие — специальных методик по проведению следственных мероприятий, методических и организационно-тактических рекомендаций различным направлениям борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей и другими налоговыми преступлениями.
Вопросы борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями лишь недавно стали освещаться в криминологической и уголовно-правовой литературе. Таможен-но-налоговый аспект проблемы рассматривался исследователями недостаточно. Между тем многократно возросшая необходимость в повышении профессиональных навыков сотрудников ГТК, МВД, ФСНП, ФСБ и других правоохранительных органов по проблемам таможенного налогообложения, выявления и раскрытия уклонений от уплаты таможенных платежей и налогов диктует необходимость тщательного исследования проблемы.
В определенной степени устранению этого пробела послужит предлагаемая вниманию читателей книга, подготовленная с учетом исторического опыта, систематизации наиболее распространенных способов уклонения от уплаты таможенных платежей, обобщения современной практики работы отечественных и зарубежных таможенных служб, сложившейся ситуации в России в сфере таможенного налогообложения. Нами рассмотрены:
— история формирования таможенного законодательства;
— данные, характеризующие состояние, структуру, динамику, тенденции преступности в сфере таможенного налогообложения;
— развитие и совершенствование уголовного законодательства России и зарубежных стран, регламентирующего ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей;
— нормы и институты действующего таможенного, налогового, финансового, гражданского, административного и уголовного законодательства, касающиеся данной сферы;
— материалы соответствующей правоприменительной практики ГТК, органов уголовной юстиции, налоговых и таможенных служб России и зарубежных стран по предупреждению, выявлению и пресечению уклонений от уплаты таможенных платежей.
Выводы, предложения и рекомендации базируются на эмпирическом материале, полученном авторами при обобщении практики деятельности подразделений ГТК и ОВД различных регионов страны по совершенствованию борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей, включающим в себя более 140 материалов административного производства о нарушениях таможенного законодательства; материалы 150 уголовных дел, прошедших через суд и прекращенных производством. Проинтервьюировано около 100 работников органов внутренних дел и таможенных органов, в том числе специалистов таможенной службы США.
Изучены аналитические справки о результатах работы ГТК России, подразделений по борьбе с экономической преступностью МВД России, ФСНП России и других правоохранительных органов.
В книге описаны реальные факты, однако названия фирм и фамилии лиц, совершивших правонарушения изменены.
Авторы выражают свою признательность
практическим работникам таможенных органов и органов внутренних дел за
предоставленные материалы и консультации.