Глава 5

ОБУЧЕНИЕ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ, НАХИМОВСКИХ ВОЕННО-МОРСКИХ УЧИЛИЩАХ И КАДЕТСКИХ (МОРСКИХ КАДЕТСКИХ) КОРПУСАХ

Какие существуют средние училища с углубленной военной подготовкой для несовершеннолетней молодежи?

Специальной подготовкой несовершеннолетней молодежи для поступления в военные учебные учреждения профессионального образования занимаются суворовские военные и нахимовские военно-морские училища, кадетские и морские кадетские корпуса, военно-музыкальные училища и музыкальные кадетские корпуса (далее — кадетские корпуса).

Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища осуществляют учебный процесс в соответствии с уровнем программ среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам, обеспечивающим подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы.

Кадетские и морские кадетские корпуса осуществляют учебный процесс в соответствии с уровнем программ основного общего, среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам, предусматривающим раннюю профессиональную ориентацию несовершеннолетних граждан мужского пола по профилю военного образовательного учреждения конкретного вида Вооруженных Сил РФ, рода войск.

Военно-музыкальные училища и музыкальные кадетские корпуса осуществляют учебный процесс в соответствии с уровнем профессиональных программ среднего музыкального образования и по дополнительным программам, обеспечивающим подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы.

Основные задачи кадетских корпусов

Основными задачами кадетских корпусов являются:

— подготовка несовершеннолетних граждан мужского пола (далее — обучающиеся) к поступлению в военные образовательные учреждения, а также на Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского;

— удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получении ими среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; получение первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения;

— воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу;

— формирование и развитие у обучающихся чувства дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера;

— воспитание у обучающихся общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Как строится обучение в кадетских корпусах?

Обучение и воспитание в кадетских корпусах ведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Форма обучения очная. Содержание обучающихся осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

В организации деятельности кадетских корпусов учитываются требования общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и приказов командующих войсками военных округов (флотов), где они дислоцируются.

Структура кадетских корпусов, численность постоянного и переменного состава, нормы снабжения вооружением и военной техникой, вещевым имуществом, продовольствием, учебным оборудованием, материальными средствами и денежным довольствием регламентируются нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся корпуса.

Контроль за деятельностью кадетских корпусов осуществляется в порядке, определяемом руководителями федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся корпуса, и проводится с участием Министерства образования РФ по согласованию.

Кадетские корпуса имеют статус юридического лица и считаются созданными с момента их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кадетские корпуса имеют знамя корпуса, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

Непосредственное руководство училищем осуществляет его начальник. Для рассмотрения вопросов организации обучения и воспитания обучающихся в училищах создаются педагогические советы на правах совещательного органа (ст. 5, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11. 06. 96 г. № 696, ст. 4, 7, 8, 9, 10, 11 Положения «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11. 06. 96 г. № 696).

Канне права имеют родители обучающихся в кадетских корпусах?

Родители обучающихся или лица, их заменяющие, имеют право:

— ознакомиться с документами, регламентирующими деятельность кадетского корпуса;

— получить информацию от должностных лиц кадетского корпуса о состоянии здоровья, поведении обучающегося, степени освоения им учебных программ, а также о взаимоотношениях в коллективе (ст. 46 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», ст. 41 Положения «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»).

Могут ли иностранцы обучаться в кадетских корпусах?

Да. Кадетские корпуса могут осуществлять военную подготовку несовершеннолетних граждан других государств мужского пола в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 6 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», ст. 5 Положения «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»).

Какова роль федеральных органов исполнительной власти в руководстве кадетскими корпусами?

На федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся училища, возлагается:

— общее руководство кадетскими корпусами, их финансирование и материально-техническое обеспечение;

— утверждение штатов, учебных планов и программ;

— учреждение поощрительных стипендий для отличников учебы;

— учреждение формы одежды обучающихся, правил ее ношения и знаков различия;

— разработка примерных учебных планов и программ по дополнительным предметам обучения, направленным на проведение военной подготовки обучающихся;

— издание учебных пособий, методических рекомендаций по ведению учебно-воспитательной работы;

— проведение учебно-методических сборов (совещаний) с командным и преподавательским составом кадетских корпусов;

— изучение и обобщение передового опыта работы кадетских корпусов, внедрение его в практику обучения и воспитания обучающихся;

— проведение комплексных и выборочных проверок училищ;

— участие в подборе руководящего состава училищ;

— организация учебной практики;

— распределение выпускников кадетских корпусов по военным образовательным учреждениям;

— подведение итогов образовательного процесса за истекший учебный год и присуждение кадетским корпусам, добившимся лучших результатов, почетного переходящего приза соответствующего федерального органа исполнительной власти (ст. 13 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», ст. 12 Положения «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»).

Участие Министерства образования РФ в учебном процессе кадетских корпусов

Министерство образования РФ оказывает содействие федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся училища:

— в обеспечении училищ учебниками, необходимой методической литературой, учебно-наглядными пособиями;

— в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, за исключением военных (ст. 14 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», ст. 13 Положения «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»).

Как осуществляется прием в кадетские корпуса?

Прием в кадетские корпуса несовершеннолетних граждан мужского пола, годных по состоянию здоровья, имеющих соответствующие установленным правилам приема уровень образования и возраст и изъявивших желание обучаться в данном образовательном учреждении, проводится на конкурсной основе.

Заявление (рапорт) о приеме несовершеннолетнего гражданина мужского пола в кадетские корпуса подается родителями или лицами, их заменяющими, ежегодно, с 15 апреля по 15 мая, а в военно-музыкальные училища и музыкальные кадетские корпуса — с 1 по 25 июня:

— гражданами Российской Федерации, проживающими на ее территории, на имя районного (городского) военного комиссара по месту жительства;

— гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу или работающими за пределами России, соответственно на имя командира воинской части или руководителя предприятия, организации, учреждения Российской Федерации (ст. 17, 18 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», ст. 16, 17 Положения «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»).

Кто может быть зачислен в кадетский корпус без экзаменов?

В кадетский корпус без экзаменов зачисляются несовершеннолетние граждане мужского пола — сироты или оставшиеся без попечения родителей по результатам собеседования и медицинского обследования (ст. 16 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 19 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах»).

Кто имеет право на внеконкурсное поступление в кадетский корпус?

Правом внеконкурсного зачисления в кадетский корпус пользуются:

— дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

— дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов, а также воспитывающиеся без матери (ст. 20 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах»).

Как оплачиваются перевозки кандидатов для сдачи вступительных экзаменов в кадетские корпуса?

Перевозка кандидатов для сдачи вступительных экзаменов в кадетский корпус и обратно к месту проживания родителей или лиц, их заменяющих, если кандидаты не приняты в кадетский корпус, а также обучающихся производится за государственный счет в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению воинских перевозок (ст. 21 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», ст. 18 Положения «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»).

Как организовано обучение в кадетских корпусах?

Обучение в кадетских корпусах проводится по общеобразовательным программам. Военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка ведется по дополнительным программам, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся училища.

Количество часов на проведение факультативных занятий, а также индивидуальных консультаций с обучающимися определяется учебным планом.

Освоение учебных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, выдается заверенный печатью кадетского корпуса документ государственного образца о соответствующем уровне образования.

Учебные занятия в кадетских корпусах начинаются 1 сентября (в нахимовских военно-морских училищах — 1 августа). Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель. Учебный год включает в себя два учебных полугодия и период практических полевых (морских) занятий (оркестровую практику).

В соответствии с учебным планом обучающимся в течение года предоставляются осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней и летний каникулярный отпуск не менее 8 недель.

Обучающимся в музыкальных кадетских корпусах в течение учебного года предоставляются зимние каникулы общей продолжительностью не менее 14 календарных дней и летний каникулярный отпуск не менее 6 недель.

Продолжительность учебной недели в училищах 6 дней, урока — 45 минут.

Обучающиеся, имеющие по итогам года положительные оценки по предметам учебного плана, после прохождения периода полевых (морских) занятий по решению педагогического совета приказом начальника кадетского корпуса переводятся на следующий курс.

Лица, получившие по итогам года или по результатам аттестации неудовлетворительные оценки по 1—2 предметам, допускаются к пересдаче экзаменов по этим предметам, а не сдавшие их по решению педагогического совета получают задание на летний каникулярный отпуск.

Для обучающихся, получивших задание на летний каникулярный отпуск, с 25 по 30 августа проводится повторная аттестация, порядок и форма проведения которой определяются начальником кадетского корпуса по представлению педагогического совета корпуса. Обучающиеся, не прошедшие повторную аттестацию, отчисляются из кадетского корпуса приказом начальника корпуса.

Те, кто не освоил программу учебного года и имеют задолженность по трем и более предметам, отчисляются из кадетского корпуса по представлению педагогического совета приказом начальника кадетского корпуса.

Вопрос об отчислении обучающегося из кадетского корпуса за грубые и неоднократные нарушения дисциплины, нежелание учиться решается независимо от срока пребывания его в корпусе. Отчисление указанного обучающегося производится по представлению педагогического совета приказом начальника кадетского корпуса (Положение «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах»,

Положение «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»).

Отчисляют ли из кадетского корпуса обучающегося, не усвоившего учебную программу вследствие болезни?

Нет. Если обучающийся не усвоил программу учебного года вследствие болезни, то его могут оставить на повторное обучение.

Может ли быть осуществлен перевод из одного кадетского корпуса в другой?

Такой перевод возможен лишь в исключительных случаях. Перевод обучающегося из одного кадетского корпуса в другой производится с разрешения начальников этих кадетских корпусов по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся корпуса, и с согласия обучающегося и его родителей или лиц, их заменяющих (ст. 42 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», ст. 37 Положения «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»).

Кто имеет право преподавать в кадетских корпусах?

На педагогическую работу в училища принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.

Возможно замещение преподавательских должностей, комплектующихся военнослужащими, гражданскими лицами, окончившими соответствующие высшие педагогические образовательные учреждения (ст. 37, 38 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», ст. 33 Положения «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»).

Как организована воспитательная работа в кадетских корпусах?

Воспитательная работа является частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности кадетского корпуса. Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил РФ.

Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся. При этом основные задачи его реализуются в повседневной жизни обучающихся, в совместной учебной и других видах деятельности обучающихся, преподавателей и командиров подразделений.

Эффективность воспитательного процесса достигается поддержанием образцового внутреннего порядка и высокой организацией внутренней службы, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни, быта и досуга обучающихся, всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к обучающимся с уважением их личного достоинства. Основной формой этого процесса является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа с каждым обучающимся.

Кому поручено заниматься воспитанием в кадетских корпусах?

Должности руководящего состава кадетских корпусов, командиров рот, офицеров-воспитателей комплектуются офицерами, имеющими опыт командной и воспитательной работы, желание и склонность к работе с подростками, высокие нравственные качества. Разрешается комплектовать должности командиров рот и офицеров-воспитателей офицерами запаса (ст. 36 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», ст. 32 Положения «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»).

В каких общегарнизонных мероприятиях могут участвовать обучающиеся?

Обучающиеся могут привлекаться к участию в парадах войск гарнизонов.

Какие дополнительные обязанности несут обучающиеся во время обучения в кадетских корпусах?

За время учебы обучающиеся могут привлекаться для выполнения обязанностей дежурного и дневального по роте, наведения порядка в учебных классах и других помещениях, благоустройства территории, закрепленной за училищем (ст. 34 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах»).

Могут ли быть лица, обучающиеся в кадетских корпусах, ответственными в преступлениях, направленных против военной службы?

Нет, так как обучающиеся в кадетских корпусах не являются военнослужащими. Поэтому в воинских преступлениях они могут выступать лишь в качестве организаторов, подстрекателей или пособников и будут отвечать как соучастники (ст. 34 УК РФ).

Как осуществляется распределение выпускников кадетских корпусов?

Распределение и направление выпускников кадетских корпусов в военные образовательные учреждения осуществляется с учетом потребности в военных кадрах, желания выпускника, его деловых качеств, уровня общеобразовательной, военной и физической подготовки, состояния здоровья и дисциплинированности.

Выпускники кадетских корпусов направляются в военные образовательные учреждения в установленной для обучающихся форме одежды.

Выпускники кадетских корпусов, отвечающие требованиям профессионального отбора, зачисляются в военные образовательные учреждения без вступительных экзаменов, за исключением военных образовательных учреждений, перечни которых утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В военные образовательные учреждения, определенные в указанных перечнях, по согласованию с педагогическим советом кадетского корпуса направляются выпускники, имеющие отличные оценки по всем предметам (ст. 43, 44 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», ст. 38, 39 Положения «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»).

Может ли выпускник кадетского корпуса отказаться от поступления в военные образовательные учреждения?

Да. В этом случае не изъявившие желания учиться в военных образовательных учреждениях выпускники кадетских корпусов направляются к месту проживания родителей или лиц, их заменяющих, а документы на них направляются в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства. В военкоматах они становятся на воинский учет и призываются на военную службу на общих основаниях.

Свидетельство о рождении, аттестат о среднем (полном) общем образовании, а для выпускников музыкальных кадетских корпусов — диплом о среднем профессиональном образовании выдаются им на руки (ст. 45 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», ст. 40 Положения «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»).

Куда направляются выпускники кадетских корпусов в случае их несоответствия требованиям профессионального отбора, если они не выдержали конкурсные вступительные экзамены в военные образовательные учреждения или не прошли в них по конкурсу, а также не зачислены вследствие недисциплинированности?

Выпускники кадетских корпусов, не отвечающие требованиям профессионального отбора, не выдержавшие конкурсных вступительных экзаменов в военные образовательные учреждения или не прошедшие по конкурсу в эти учреждения, а также не зачисленные в них вследствие недисциплинированности, направляются к месту проживания родителей или лиц, их заменяющих, а документы на них пересылаются в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства. В военкоматах они становятся на воинский учет и призываются на военную службу на общих основаниях.

Свидетельство о рождении, аттестат о среднем (полном) общем образовании, а для выпускников музыкальных кадетских корпусов — диплом о среднем профессиональном образовании выдаются им на руки (ст. 45 Положения «О суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», ст. 40 Положения «О военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах»).

Поступление указанных лиц в военные образовательные учреждения в последующие годы осуществляется на общих основаниях.