Элементы занимательности во внеклассной работе
Элементы занимательности во внеклассной работе
Элементы занимательности во внеклассной работе. Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том, что ее преподавание может включать красивые эксперименты. Доклад посвящен элементам занимательности во внеклассной работе. Приводим описание экспериментальных опытов по химии, которые можно проводить на уроках, факультативных и внеклассных занятиях и на химических вечерах. Эти эксперименты, согласно учебному плану, желательно проводить в конце III четверти 8 класса. После того как учащиеся пройдут такие темы как Тема4 "Вода.Растворы.Основания ", Тема5 "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений"; Тема7 "Химическая связь". Неплохо провести эксперименты также в конце изучения курса химии, т.е. в конце 11 класса, когда учащиеся занимаются обобщением и повторением материала. Таким образом, они смогут объяснить неизвестные на уровень 8-го класса факты. Опыт I. Химическая радуга. Описание. В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы: 1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет); 2- раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет); 3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет); 4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет); 5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет); 6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет); 7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет). 1. FeCl3 + 3KCNS Fe(CNS)3 + 3KCl 2. 2K2CrO4 + H2SO4 K2Cr2O7 + K2SO4 + H2O 3. Pb(NO3)2 + 2KJ PbJ2 + 2KNO3 4. NiSO4 + 2NaOH Ni(OH)2 + Na2SO4 5. CuSO4 + 2NaOH Cu(OH)2 + 2Na2SO4 6. CuSO4 + 4NH3 [Cu(NH3)4]SO4 7. CoCl2 + 2KCNS Co(CNS)2 + 2KCl Примечание. Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся. Опыт II. Фейерверк в жидкости. Описание. В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового спирта. Через пипетку, которая опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл концентрированной серной кислоты. Таким образом, в цилиндре образуется два слоя жидкости с хорошо заметной границей : верхний слой - спирт, нижний - серная кислота В цилиндр бросаем немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя до границы раздела, кристаллики начинают вспыхивать - вот нам и фейерверк. Появление вспышек связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на поверхности кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn2O7 - сильнейший окислитель, который поджигает небольшое количество спирта: 2KMnO4 + H2SO4 Mn2O7 + K2SO4 + H2O. Mn2O7 - зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с горючими веществами поджигает их. Примечание. Также весьма красивый опыт. Здесь учащиеся могут повторить окислительно-восстановительные реакции. Опыт III. Красные призмы.Описание.10 г двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл концентрированной соляной кислоты и добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного нагреваем, и кристаллы соли перейдут в раствор. После растворения двухромовокислого калия раствор охлаждаем водой. Выпадают очень красивые красные кристаллы в виде призм, представляющие собой калиевую соль хлорхромовокислой кислоты KCrO3Cl, согласно уравнению реакции:K2Cr2O7 + 2HCl 2KCrO3Cl + H2O.Примечание.После изучения темы7 “Химическая связь” (в частности подтемы “Кристаллические решетки”), этот опыт будет очень полезен.Опыт IV. Горящий снег.Описание.В железную консервную банку насыпаем снега и слегка уплотняем. Затем делаем в нем углубление (примерно на ј высоты банки), помещаем туда небольшой кусочек карбида кальция и засыпаем сверху снегом. К снегу подносим зажженную спичку - появится пламя, “снег горит”. Карбид кальция медленно вступает в реакцию со снегом, в результате чего образуется ацетилен, который при поджигании горит. CaC2 + 2H2O Ca(OH)2 + C2H2. 2C2H2 + 5O2 4CO2 + 2H2O + Q. Примечание. Опыт позволяет показать факты, которые будут изучаться в последующих разделах химии (орг.химия). Опыт V. Буран в стакане.Описание.В химический стакан емкостью 500 мл насыпаем 5 г бензойной кислоты и уложим веточку сосны. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар (испаряется), и стакан заполняется “снегом”, который покрывает веточку белыми хлопьями.Примечание. Эксперимент можно связать с полученными знаниями учащихся о химической связи. Литература: 1. Журнал “Химия и жизнь XXI век” №9 1999г. (раздел “Школьный клуб”); 2. Журнал “Химия в школе” №6 ноябрь-декабрь 1976г.
|